Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 28, 2010
Вацлав Гавел и Сэмюэл Беккет
переписка
Дорогой Сэмюэл Беккет,
В мрачные 50-е годы, когда мне было примерно 16–18 лет, в стране, где не существовало фактически никаких культурных или иных контактов с внешним миром, мне посчастливилось прочитать “В ожидании Годо”. Позже, конечно, я прочел все Ваши пьесы, из которых на меня, вероятно, наиболее сильно повлияла пьеса “Счастливые дни”. Это может показаться глупым, но я тщетно ищу лучшую, чем эта, пьесу: с первого момента Вы представляли для меня божество в духовной сфере. Вы безмерно повлияли на меня не только как на человека, но и как на писателя. У меня навсегда останется в памяти поиск и обнаружение духовных ценностей в вакууме, меня окружавшем. Даже сегодня, несколько десятков лет спустя, когда я, наверное, старше, чем были Вы во времена “Годо”, я по-прежнему осознаю глубокие последствия того факта, что я познакомился с Вашим творчеством.
Я пишу обо всем этом потому, чтобы передать Вам потрясение, испытанное мною в тюрьме, когда моя жена рассказала мне в присутствии охранника — во время нашего одночасового свидания, которое позволяют четыре раза в год, — что в Авиньоне состоялся вечер солидарности со мною, и что там впервые была показана Ваша пьеса “Катастрофа”. После этого у меня в течение долгого времени было радостное чувство и приятный трепет, помогавшие мне продолжать жить в тюремной грязи и мерзости.
Моя радость была безграничной, причем не только по причине того, кем Вы для меня являетесь, — как я уже попытался объяснить выше, — но и потому, что Вы не принадлежите к тем, кто раздает себя по мелочам. Поэтому я еще более высоко ценю Ваше участие в Авиньонском вечере.
Я благодарю Вас от всего сердца. Своим прекрасным жестом Вы не только облегчили мне пребывание в тюрьме, но также продемонстрировали свое глубокое понимание тяжелых страданий, которые время от времени берут на себя те, кому не безразличен ход исторических событий, причем как в настоящем, так и в прошлом.
С глубоким уважением и пожеланиями всего самого наилучшего
Ваш Вацлав Гавел
…………………………………………………………………………………………………………………….
Дорогой Вацлав Гавел,
спасибо за Ваше чрезвычайно трогательное письмо.
То, что я смог, хотя бы немного, Вам помочь и выразить свое уважение к Вам и ко всему, за что Вы боретесь, относится к моментам в моей писательской жизни, которые я особенно ценю. Это я являюсь Вашим должником.
Я читал Ваши пьесы в переводе на французский и восхищался ими. Шлю Вам самые сердечные приветы и пожелание лучших времен.
Сэмюэл Беккет