Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 22, 2008
По словам авторитетного экономиста,
Америке грозит спад
Сюзи Джаггер
Роберт Шиллер, один из ведущих экономистов планеты, сообщил в интервью Times, что в ближайшие несколько лет убытки, вызванные спадом на рынке жилья в США, могут утроиться. Эти финансовые потери представляют собой главную угрозу для экономического роста в США.
Шиллер, профессор экономики Йельского университета, предрек, что в Соединенных Штатах весьма велика вероятность падения цен, подобного тому, которое наблюдалось в Японии: цены на жилье будут снижаться в течение многих лет.
<…> Профессор Шиллер, придумавший выражение «иррациональное изобилие» (позднее его заимствовал Алан Гринспен, экс-глава Федеральной резервной системы), сказал: «Это классический сценарий пузыря. Несколько лет назад цены на жилье стали очень высокими — их накручивали ожидания инвесторов. Американцы подпитывали миф о том, что цены никогда не упадут, что стоимость недвижимости может только расти. Люди поверили в эту сказку. Теперь существует огромная вероятность крупного спада».
Наблюдавшиеся в начале 2007 года симптомы, указал Шиллер, свидетельствовавшие, что в некоторых штатах цены на жилье начинают вновь подниматься после падения, оказались ложными: «В таких штатах, как Массачусетс, в начале года наблюдалось некоторое повышение цен. Казалось, что по другому пути идет и Денвер. Но теперь цены падают во всех штатах».
«Россия — мертвая страна»
Антонио Лосано
Американский писатель российского происхождения — автор романа «Абсурдистан», вошедшего в десятку лучших литературных произведений 2007 года по версии TheNewYorkTimes
С литературной точки зрения XIX век был веком России, тогда как XX век был веком США благодаря конфессиональным романам еврейской общины. Гари Штейнгарт, родившийся в Ленинграде в 1972 году и в семилетнем возрасте переехавший в Квинс, черпая вдохновение из обоих источников, возродил жанр сатиры и рассказал о жизненном опыте молодого русского иммигранта на нью-йоркской земле. Его второй роман «Абсурдистан» — очень смешная, саркастическая и кошмарная одиссея толстого и избалованного сына русского олигарха, пытающегося раздобыть фальшивый паспорт в одной из коррумпированных республик, — вошел в число лучших романов 2007 года по версии TheNewYorkTimes.
<…>
— Вы беспокоитесь за вашу родную страну?
— Кого сейчас беспокоит Россия? Это просто гигантский поставщик природного газа и нефти, но сама страна мертва, взять хотя бы ничтожные показатели рождаемости. Но у России есть самая выдающаяся проза XIX века, без которой не понять современную литературу. В некотором роде, от Тургенева до Набокова мы создавали смысл англоязычной литературы.
— Своей первой книгой «Путешествия русского дебютанта» вы заполнили существовавший вакуум.
— Я первым опубликовал роман о том, что значит быть русским иммигрантом моего поколения, живущим в США. Были книги обо всех диаспорах: доминиканской, индийской, китайской, но не русской. Мне было неловко, потому что я предлагал не приятный, а саркастический взгляд, я смеялся над своими, как будто копался в нашем грязном белье.
— И Соединенные Штаты, и Россия подвергаются в вашем романе чудовищному бичеванию и кажутся взаимозаменяемыми.
— Так оно и есть. Когда «Абсурдистан» вышел в России, меня заклеймили предателем родины и прихвостнем янки, но здесь, в Америке, многие критики писали: «Мы живем в Абсурдистане!» При администрации Буша расстояние между двумя странами сократилось. Средний класс исчезает, все контролирует немногочисленная элита, а тех, у кого ничего нет, с каждой минутой становится все больше. Все это видно на одном примере: Дик Чейни посетил Казахстан и на полном серьезе сказал тамошнему президенту, как он восхищается его политической и экономической системой, читай: отсутствием прав человека, нефтяной олигархией у руля и бездейственным обществом. Я в ужасе от того, насколько просто сегодня избавиться от демократии.
— Главный герой «Абсурдистана», толстый и смешной Миша, вызывает двойственное чувство — жалость и симпатию.
— Делая его ужасно толстым, я обращался к традиции, идущей от Рабле через Обломова к Игнатиусу Рейли. Его габариты играют решающую роль, он похож на ненасытного потребителя всего подряд: Миша пожирает еду, женщин, культурные референции, политические идеи… Но меня, прежде всего, такой размер интересовал как метафора традиционных сверхдержав, которые, будучи крупнейшими мировыми потребителями, считают, что это дает им право учить весь остальной мир, как надо жить.
Нелиберальный капитализм: у России и Китая
собственный курс
Гидеон Рэхмен
Во время холодной войны считалось естественным, что Россию и Китай следует относить к одной категории. То были две великие коммунистические державы — ведущие идеологические противники Запада.
Затем наступил 1989 — год подавления студенческого восстания в Китае и краха советской империи. Коммунистическая идеология потерпела фиаско. Казалось, что свободные рынки и демократия распространятся неудержимо, сметая все препоны. Дух того времени запечатлен в знаменитой статье Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории», которая летом того года была опубликована вашингтонским журналом NationalInterest. Говоря о конце истории, Фукуяма вовсе не подразумевал, что крупных событий больше не будет — он провозглашал идеологическую победу Запада, заявляя, что «либеральная демократия, возможно, представляет собой конечную точку идеологической эволюции человечества».
Хотя вскоре стало модно не считаться с идеями Фукуямы, определенная интерпретация его тезисов сильно влияет на внешнюю политику США весь истекший период. Логическая цепочка выглядит примерно так: экономическая система коммунистических режимов оказалась неудачной. Россия и Китай поневоле пришли к свободному рынку. Экономическая свобода со временем породит свободу политическую. Либерализованная экономика будет генерировать новые силы и трения, и в этих условиях сохранять авторитарное политическое устройство станет невозможно.
Появление новых технологий в сочетании с глобализацией мировой экономики обогатило этот аргумент дополнительными аспектами. В 1993 году медиамагнат Руперт Мэрдок объявил, что прогресс технологий связи «оказался недвусмысленной угрозой для тоталитарных режимов». В 2000 году Билл Клинтон предположил, что свобода будет неограниченно распространяться «посредством мобильных телефонов и модемов».
Однако через 19 лет после «конца истории» Россия и Китай развиваются не так, как уверенно предсказывали либерально настроенные демократы-детерминисты. Напротив, политические элиты этих стран стремятся создать альтернативу западной модели, преобладающей в мире. Новая российско-китайская модель скорее авторитарна, чем демократична. Это попытка сочетать капитализм с широкой ролью государства в экономике. Она манит растущий средний класс, суля ему западный консьюмеризм, и одновременно отвергает западный политический либерализм. Американская риторика по поводу прав человека и демократии отметается как наивная — или как сознательно сеющая хаос. Вместо того чтобы полагаться на демократию или коммунистическую идеологию как на опору, которая станет основой верности политическому строю, российская и китайская элиты все более делают акцент на сочетание экономического роста и национализма. Эти две идеи взаимосвязаны, так как растущее благополучие не только обеспечивает конкретным гражданам более комфортную жизнь, но и обещает, что страна станет более уважаемой в мире.
Лиссабонский договор — вопросы и ответы
Лидеры 27 стран-членов Евросоюза подписали в четверг в португальской столице документ, который войдет в историю как Лиссабонский договор.
Этот документ, изначально называвшийся Договором о реформах, призван заменить собой проект Европейской конституции после его провала на референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году.
Как планируется, в 2008 году договор будет ратифицирован всеми 27 участниками ЕС и вступит в действие в 2009 году.
В новом договоре содержится ряд пунктов, которые были предложены и в европейской конституции. К примеру:
Предложено ввести пост президент Евросоюза, который будет избираться на 2,5 года. Нововведение заменит существующую систему председательства в ЕС, при которой руководящие функции поочередно исполняются странами-участницами Союза в течение шести месяцев.
В ЕС появится новая должность главы внешней политики, которая соединит в себе полномочия верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности, которым сейчас является Хавьер Солана, и еврокомиссара по внешним сношениям — должность, занимаемая сейчас Бенитой Ферреро-Вальднер.
Предполагается, что такой шаг придаст ЕС больше веса на международной арене.
С 2014 года предполагается сократить состав Еврокомиссии.
Договор предусматривает пересмотр системы голосования государств-членов ЕС в период 2014-2017 годы.
Еврокомиссия, Европарламент и Европейский суд будут наделены более широкими полномочиями.
Кроме того, в Лиссабонское соглашение не вошли некоторые наиболее спорные моменты, содержавшиеся в конституции — такие как флаг и гимн EС.
Лондон призывает Россию не мешать
Британскому совету
Премьер-министр Великобритании Гордон Браун призывает Россию не закрывать региональные центры Британского совета за пределами Москвы.
Премьер указал, что планы российских властей закрыть отделения Британского совета во всех городах, кроме Москвы, неприемлемы.
Он указал, что помимо России нечто подобное с Британским советом происходило только в двух странах: Иране и Бирме.
«Британский совет ведет огромную работу как в России, так и во всех других уголках земного шара. Он заслуживает поддержки в своей деятельности. Считаю важным признать, что в России Британский совет делает очень ценную работу, и это признает и российский народ», — заявил в парламенте Браун.
«Мы желаем, чтобы действия [российских властей] были немедленно прекращены и доводим нашу позицию до сведения правительства России», — подчеркнул Браун.
Российские власти объявили, что региональные центры Британского совета прекратят работу с 1 января и сослались при этом на отсутствие необходимого соглашения.
При этом было указано, что достижению соглашения вредит конфликт между Великобританией и Россией из-за отказа выдать Лондону российского бизнесмена Андрея Лугового, подозреваемого в отравлении Александра Литвиненко.
«Российские угрозы незаконны»
Также российское намерение закрыть отделения Британского совета прокомментировал министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибанд.
«Действия, которыми угрожает Россия, незаконны. Присутствие Британского совета в России полностью соответствует международному праву, в том числе Венским конвенциям», — сказал он.
Российский МИД указал, что Британский совет не имеет право заниматься своей деятельностью «под вывеской» консульств Великобритании в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, где находятся два из 11 закрываемых центров.
Эти центры формально функционировали как культурные отделы консульств.
«Реализация Россией этой угрозы будет представлять собой серьезное посягательство на законного культурного представителя британского правительства, будет свидетельствовать о пренебрежении к законности и только повредит репутации России в мире», — отметил Милибанд.
Филипп Смирнов.
По материалам интернет-прессы