Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 21, 2007
В те времена (40–70 годы XX века), когда рождались эти планы поистине планетарного переустройства, мало кто всерьез задумывался над вопросом — к каким последствиям для мирового океана, для планеты в целом, наконец, для ее обитателей — людей, животных, растений, бактерий — приведут глобальные нарушения баланса планетарной экосистемы.
Удивительно, что на протяжениии долгих десятилетий множество людей (тысячи, если не десятки тысяч) были вовлечены в разработку и реализацию циклопических планов физического переустройства мира, отбрасывая как ненужную ветошь доводы тех, кто пытался напомнить, что наша планета — единая экосистема (от греческого oikos — жилище, systema — целое)4 — единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и неживые компоненты связаны между собой обменом вещества
и энергии.5
Кстати, чуть позднее в 1940 году замечательный русский ученый — академик В.Н.Сукачев ввел сходное понятие — “биогеоценоз”, уточнив набор неживых, “косных” элементов — включив атмосферу, солнечную энергию, почву, воду и другие и сделав акценты на динамике, движении в развитии биогеоценоза как процесса6.
Когда мы говорим о нарушениях баланса экосистемы, мы имеем в виду огромный перечень параметров, оценивающих состояние атмосферы, почв, мирового океана, устойчивых для отдельных частей планеты соотношений флоры и фауны и многое другое.
В “доглобальную” эру, в период, когда народы отдельных стран и континентов не отдавали себе отчета в глубокой взаимосвязи и взаимозависимости любой человеческой деятельности и ее последствий (как отражений на образе жизни людей и состоянии планеты), иначе говоря, до второй половины XX столетия подобные проекты воспринимались широкими массами людей как доказательство невероятных преимуществ социалистического строя.
Недаром в песнях и стихах, да и в любой другой идеологической “одежде” мы были “…рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор…”, “переделать землю” и т.п.
Засоленные пески Кара-Кум и Арала, изгаженные берега рек и озер, тысячи гектаров тундры и тайги, превращенные в гниющую помойку, чернобыльская “зона”, челябинская “зона”, семипалатинская “зона”, миллионы загубленных жизней. Этот мартиролог можно было бы долго продолжать — именно он и есть истинная оценка “великих строек коммунизма” и планов “великого переустройства земли”.
К сожалению, человечество еще не доросло до того состояния, при котором создание и исполнение планетарных законов охраны Земли, ее экосистемы стало бы реальной повседневностью.
Потому и возможны, снова и снова возникающие в головах искательных специалистов грандиозные планы преобразования природы, опять и опять получающие поддержку партий интересов, правительств и их пристных, реанимация планов переброски рек, разработка проектов использования арктического шельфа (Россией ли, Америкой ли, Канадой ли с Данией — неважно), бурение скважин неслыханной глубины — одним словом все то, что ведет к чудовищным последствиям в будущем и, в конечном счете, к полному исчезновению любого
будущего.
5 Российский энциклопедический словарь. Т.2, М., 2000. С. 1829.
6 Там же. Т.1. С. 162.