Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 17, 2006
Из-под спуда
Рязанская культура невольно ассоциируется с ростком, пробивающимся сквозь асфальт. Пресс – это не чиновная политика в области культуры, это освященные годами и поколениями представления. Между прочим, “История одного города” написана отчасти о Рязани, и об этом факте здесь вспоминать не любят. Увы, немногое в сфере культурной изменилось со времен Салтыкова-Щедрина, а то, что изменилось, – и есть нахальный зелененький росток, ломающий тяжелый серый пласт.
О рязанской культуре коллега мой Анатолий Обыденкин пишет книгу “Рок вокруг Рязани” (двусмысленность названия оправдана реальностью). Куда, помимо вдумчивого всестороннего (заслуженно желчного) анализа ситуации, входят и анекдоты из жизни, ставшие неотъемлемыми от рязанской культуры мифами.
Первый анекдот в тему личный: Классе в шестом учитель литературы пенял моей матери: “Ваша дочь выражается слишком книжным языком, ее никто не понимает”.
Вначале было слово
Треплев:
…когда в тысяче вариаций мне подносят все одно и то же, то я бегу и бегу, как Мопассан бежал от Эйфелевой башни… Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно.
А.Чехов
Так вот, о литературе. В Рязани действуют региональные отделения Союза писателей России (СПР), Союза российских писателей (СРП) и Союза Профессиональных литераторов (там больше всего членов и меньше всего профессионалов). Одаренных людей во всех трех союзах едва хватает на один. Но совместить союзы мешают идейные (а чаще – личностные) противоречия. Официальным союзом писателей признано Рязанское отделение СПР. Им область платит стипендии. Остальным не платит.
Анекдот в тему: Прежний мэр на просьбу дать стипендии и помещение членам СРП наложил резолюцию: “Довольно нам одного союза писателей!”
Секретари региональных отделений СПР и СРП Николай Молотков и Владимир Орлов сотрудничают между собой в ведении областной заочной школы детского литературного творчества при областном центре эстетического воспитания. Плод годичной работы этой школы – “презентированная” в ноябре 2005 года книга творений 40 школьников из 14 районов области “Души звенящая струна”. Финансировало ее областное управление образования. Органы образования раз в несколько лет рожают сборники детского творчества, и эти альманахи носят мощный отпечаток мировоззрения составителей и редакторов. Чаще можно говорить о приятном для детей факте первой публикации, чем о художественной ценности таких сборников, и “звенящая” книга – не исключение.
Издаваться в Рязани сложно. Лишь издательство “Поверенный” работает под реализацию, прочие же выискивают заказы, львиную долю коих составляют книги поэтов и прозаиков, изданные за свой или спонсорский счет. Отсюда малые тиражи, бедная полиграфия – впрочем, по Сеньке и шапка. Ввиду издательских трудностей, рязанские поэты любят издаваться в “братских могилах” – альманахах и сборниках. Последний по времени солидный сборник-хрестоматия “Литература Рязанского края” вышел только что. Идея достойна есть, но, увы и ах, – представлены в хрестоматии лишь члены Союза писателей России. Даже первую русскую поэтессу Анну Бунину, уроженку Рязанской губернии, забыли включить. Зато не позабыли открыть книгу Сергеем Есениным.
Есенин, по рязанским представлениям, – краеугольный камень литературы и лицо Рязани. Будто не было здесь Салтыкова-Щедрина, Новикова-Прибоя, Паустовского, Солженицына! Почитание “Рязанского Леля” достигло апогея к его 110-летию (2005 год). Помимо прекрасного музея-заповедника Есенина в Константинове, Рязань два года назад оснастили городским литературным есенинским музеем, а ныне – еще и музеем в стенах педуниверситета (тоже имени Есенина). “Сергеем Есениным” величали легкоатлетический кросс, фирменный поезд, всевозможные выставки и вечера. Но празднование юбилея Есенина в Константинове, к которому год готовилась Рязань, на поверку вышло банальным выступлением приезжих и местных писателей и хоровых коллективов. И беспримерной сутолокой, в коей потерялась прибывшая на праздник племянница поэта… Ни одной свежей идеи, действительно врезавшейся бы в память народную, не появилось или не проявилось.
Новые литературные формы приносят в Рязань авторы, живущие вне творческих союзов. Да, да, в Рязани складывается коммерческая литература! В твердых переплетах, с ISBN столичных издательств выходят книги фантастов Юрия Манова, Сергея Панарина, Галины Романовой, историка Игоря Преснякова, автора военных детективов Александра Тамоникова, реалиста Натальи Рубановой. Это лишь те, кого напечатали “АСТ”, “Лимбус-пресс”, “Крылов” и “Эксмо” за последний год. Можно как угодно относиться к коммерческой литературе, но то, что она – явление социокультурное, отрицать уже неразумно. Милую детскую сказку в стихах “Собака Ру” (малыш и компьютер – актуально, верно?) выпустил год назад поэт Андрей Крючков, а то качественной детской литературы местного разлива было не сыскать. К фантастам примыкает, сам того не ведая, реалист, член СПР Борис Шишаев. Иначе, как бытовой фантастикой, его нравоучительную прозу (включая “рязанский хит” 2004 года “Горечь осины”, затяжной философский роман о мудром и добром леснике) не охарактеризовать. Прошлой осенью на официальных рязанских культурных тусовках только об этой книге и говорили.
Намного меньше говорили о документально-художественном исследовании члена СРП Ирины Красногорской “Тень Никии в Ерлинском парке”. А ведь эта книга мигом нашла живой отклик и почитание в Москве! Это биография писателя, журналиста, издателя “Петербургской газеты”, историка балета Сергея Худекова. В 1870-х годах он разбил в селе Ерлине Рязанской губернии уникальный парк-дендрарий, а несколькими годами позже основал такой же парк в Сочи… Но о нем в Рязани позабыли!
Область занялась активным восстановлением дендрария только на рубеже XX–XXI веков. В 2005 году, чтобы привлечь внимание к парку, Ирина Красногорская инициировала первый детско-юношеский литературно-художественный конкурс имени Сергея Худекова и создание заочной творческой школы в бывшем имении Худекова в Ерлине. Народ рязанский должен знать всех своих героев, а не только Есенина! – лозунг этой удивительной женщины. Она же – редактор литературно-художественного журнала для юношества “Утро”. В этом году журналу исполнилось 10 лет. Журнал полностью самостоятелен и абсолютно свободен от политики. Единственным основанием для публикации в нем является талант автора. До сих пор он выходил раз в год, но теперь, благодаря книге о Худекове, к деятельности Ирины Красногорской проявили интерес в Москве, и возможна (тьфу-тьфу!) материальная поддержка, чтобы “Утро” наступало чаще.
Литературно-художественных изданий выходит в Рязани несколько, все нерегулярно. Рязанское отделение СПР выпускает газету “Рязанское узорочье”, литературный музей С.Есенина города Рязани – журнал “Сотворение”. Педуниверситет начал выпускать толстенное “Современное есениноведение”. Этим летом на свет явился пилотный номер журнала “Достояние”, который грозится освещать всю научно-культурную жизнь региона. Заявлены, но еще не опубликованы журналы “Напутствие” и “Отчий дом”. Пора задуматься – сколько литературных журналов на душу населения может вынести далеко не самая читающая Рязанская область, где классику не читают, а смотрят (в экранизациях). Недавно услышала на улице беседу двух мужиков пролетарского вида: “Дай мне почитать Есенина, а то вот фильм о нем начался…” Стимулом к прочтению стихов поэта послужил сериал Первого канала.
По-моему, все эти журналы, кроме публикующего переводную литературу “Утра”, непобедимо провинциальны. Но есть один журнал, что утратить нашему городу нельзя! Это литературный альманах “Devotion”, издаваемый поэтом Дмитрием Макаровым тиражом от 50 до 400 “бумажных” номеров за раз и в виде Интернет-версии. Год назад отмечалось его десятилетие. “Devotion” – литература альтернативная, воинственно отрекшаяся от корней и тянущаяся к современным тенденциям и жанрам. Авторы “Devotion” – Сергей Свиридов, Евгений Калакин, Алексей Колчев и многие другие –известны и уважаемы в Сети. В 2005 году избранное из журнала впервые издано отдельной книгой.
Хлеба и зрелищ!
– Мы, миленький мой, сейчас из такого места, которое не вам чета!
Там художники хранят святые старые традиции!
А.Аверченко
Хлеб в Нечерноземье – особая тема, а зрелищ вроде бы и много, но посмотреть в будни не на что… Взять хоть изобразительное искусство. Никита Хрущев, попав на художественную выставку в Рязани, бульдозер бы не вызвал. Культуры авангардизма Рязань не выработала. Последней авангардной экспозицией явилась выставка эротической графики Сергея Ковригина, прошедшая то ли в 1989-м, то ли в 1990 году. Сегодня же изобразительное искусство города тяготеет к двум полюсам – галерее художника Виктора Иванова (автора жанровых сцен из деревенского быта) и постоянно действующей выставке молодых художников в областной юношеской библиотеке. У них не все безупречно, однако же налицо зеленые ростки экспериментаторства. График Татьяна Полищук минувшим мартом предъявила в Москве на общероссийской выставке “Весна надежд” две свои работы и получила приглашение на участие во втором туре творческого конкурса женщин-художников России “Весенний салон – 2006”. По-моему, это единственный рязанский художник, удачно “сломавший” традиции реализма.
Зато их свято чтят рязанские театры. Уж даже ярые патриоты перестали ходить в Театр драмы, несмотря на его орден “Знак Почета” – им же не орден на сцене показывают, а сценическую классику в актерском исполнении, выработанном 150–70 лет назад. Очередной сезон открылся “Бесприданницей” – по шепоткам журналистов, брошенных на театральную критику, провал. Театр на Соборной, бывший Театр юного зрителя, по качеству несколько отстает от Театра драмы.
Анекдот в тему: Главный режиссер ТЮЗа на предложение поставить пьесу Гришковца ответил: “А кто такой Гришковец?”
Пожинающих заслуженные лавры театров в Рязани два – Театр кукол, известный за рубежом. На фестиваль кукольных театров “Рязанские смотрины” осенью раз в два года собирается до 100 коллективов из всех стран мира. Яркие, незабываемые представления! И “Предел”, театр семьи Дель из… внимание! – районного центра Скопин (около 30 тысяч жителей, коммунальная неустроенность, наркотический тракт), лауреат и победитель более 60 театральных фестивалей России и Европы. Живость и талант в актерах Илье и Владимире Деле, сыне и отце, неподдельные. Они объединили вокруг себя труппу одаренных единомышленников. Года два назад театру “Предел” наконец предоставили помещение, а работает он 17 лет.
Еще в Рязани киноклуб “Кинематограф” демонстрирует элитарное кино. Благодаря ему рязанцы познакомились с лентами Бунюэля и Фассбиндера. С 2003 года глава клуба Александр Никитин “запустил” фестиваль “Окраина”, скаламбурив на названиях двух культовых для советского кино фильмов. Рязанская “Окраина” – это показ фильмов, так или иначе связанных с Рязанью: актерами, режиссерами, местом съемки, местом изображенных событий. Три фестиваля прошли весьма успешно. По итогам каждого вручается Гран-при. В этом году он достался прекрасному кинооператору Валентину Железнякову, уроженцу Клепиковского района Рязанской области. Александр Никитин уже нашел около 100 фильмов, “повязанных” местной темой, а “Окраина” внесена в реестр отечественных кинофестивалей.
27 августа 2005 года в Рязань на один день приехал знаменитый кинофестиваль правозащитных фильмов “Сталкер”.
К сожалению, круг почитателей “Кинематографа” весьма узок. Остальные рязанцы предпочитают “Бригаду”. Вообще рязанская аудитория, готовая к восприятию альтернативного искусства, в принципе мизерна.
Балалаечку свою я со шкафа достаю…
Дочитав, Филипп Филиппович сухо плюнул через плечо и машинально запел сквозь зубы:
– Све-е-етит месяц… све-е-етит месяц… све-тит месяц… Тьфу, прицепилась, вот окаянная мелодия!
М.Булгаков
Музыкальная жизнь Рязани состоит из параллельных сфер, не пересекающихся, как круги Дантова ада.
Рязанская областная филармония имени Есенина (ну хоть бы филармонию назвали в честь братьев Пироговых или Александра Аверкина!) сейчас занята в основном тем, что приглашает на гастроли проверенных попсовых фигур. За нечастыми исключениями типа Александра Розенбаума или “Виртуозов Москвы”. Впрочем, чаще это делает не сама филармония, входящая в структуру ГКО “Росконцерт”, а коммерсанты, арендующие зал. Из Валерии, ее тезки Меладзе и Димы Билана и складывается в основном “внешний” музыкальный фон. Теперь у филармонии появился серьезный конкурент: 3 ноября торжественно открылся Дворец спорта “Олимпийский” (к какой, интересно, Олимпиаде?) на 5 тысяч зрителей. Неизвестно, как насчет спорта, но на эстрадную деятельность заявка уже прогремела. Точнее, провизжала голосом Витаса, приглашенного на открытие дворца.
Камерный зал областной филармонии претворяет в жизнь программу классической музыки, где порой блещут даже такие звезды, как Елена Образцова. В камерном зале сложилась своя публика, и роста числа эстетов в ближайшее время не предвидится. Почему и выглядит эпатажной для нашего города идея создания музыкального театра во главе с певицей Татьяной Атавиной (прибыла в Рязань из Средней Азии через Москву). Проект музыкального театра был “хитом” зимы 2004/05 года, сейчас страсти немного поутихли, так как губернатор все равно собирается его строить за счет бюджета области. Ждем, пока над Рязанью поплывут чарующие звуки “Аиды”, и надеемся, что они невольно не собьются на разухабистое “Светит месяц”.
Кому в Рязани действительно раздолье, так это музыкальным народным коллективам. Каждый райцентр и даже крупное село имеет свой плясово-частушечный ансамбль. Балалаечные ритмы исправно сходятся на концерты и фестивали, получают некие умозрительные награды и призовые места – и это, пожалуй, все, что о них можно сказать. Серьезную гастрольную деятельность (с выездами за рубеж) ведут ансамбли “Отрада” с ребеночком “Отрадушкой”, “Радуница” (в ее репертуаре песни на стихи Есенина) и “Узорочье”, но крупных наград они за последнее время не сорвали. Да еще ежегодно в конце июня на родине композитора Аверкина, в городе Сасово, проходит фестиваль его памяти.
К счастью, в Рязани умеют не только плясать, но и танцевать. Первый в России фестиваль современного танца “Черный кот” отсюда родом. Он родился усилиями шоумена и продюсера Игоря Крысанова. Московский аналог появился на полгода позже. Нашему “Черному коту” уже 18 лет, это взрослый хищник, заставляющий с собой считаться и созывающий на мартовский загул кучу публики – престижная туса!
Особняком, как ей по сути положено, держится в Рязани рок-культура, но она вполне состоялась. Самый крупный в российской провинции рок-клуб “Планетарий” находится на нашем Московском шоссе. Здесь давали концерты “Аквариум”, “Сплин”, “Крематорий”, “Аукцыон”. Хотя наиболее интересные рязанские рок-группы – “Теплые окна”, “Зга”, “О.Г.П.”, “Дом художника” – предпочитают выступать в других концертных точках, в том числе и в других городах.
Анекдот в тему: Лидер “Зги” Лилия Борисова преподавала тинейджерам игру на гитаре, и один парень исполнил ей ее собственное произведение: “Во дворе ребята пели”.
То, что в Рязани есть клуб самодеятельной песни “Апрель”, неудивительно – провинция частенько поет душой на кухнях под гитару, но вот то, что бард Ольга Чикина стала лауреатом Грушинского фестиваля 2004 года, пожалуй, поднимает планку наших КСП-шников. А джаз-банд – вовсе редкость для периферии. В 2005 году джаз “Feelins” (по фамилии руководителя), любимец завсегдатаев всех джазовых фестивалей в Москве, записал диск со всемирно известным трубачом Александром Пономаревым.
Но, невзирая на достижения российского масштаба, музыкальные экспериментаторы находятся в центре внимания в основном своих почитателей, и их на торжественные губернские мероприятия не приглашают. “Балалаечников” – тех запросто.
Противостояние давлению массовой безвкусицы (в первую очередь) и официоза (во вторую) зиждется на конкретных личностях, бизнесменах новой формации, помогающих подтянуть Рязань за волосы из болота попсы, “Шансона” и графомании. Коммерсанты Игорь Павлов (рекламное агентство), Сергей Волков (магазин музыкальных инструментов) и некоторые другие финансируют новаторские проекты, в том числе публикации “Devotion”. Благодаря Павлову – Рязань когда-то узнал великий БГ, и “Аквариум” выступал здесь уже раз семь. Благодаря Волкову – за последний год в здании Театра кукол выступили Александр Дольский, Сергей Никитин, Павел Кашин, группа “Воскресение”, а на очереди Михаил Жванецкий.
Из-под спуда ментальности города Глупова все упорнее лезут ростки нового. Бывает, и кривовато: “Ночь пожирателей рекламы”, привлеченная в Рязань тем же Павловым, по первому разу собрала человек 200 вольной публики. К ней надо привыкнуть, как к лучшим столичным образцам красивой жизни. Обыватели привыкают: уже год, как свадьбы в Рязани обслуживают восьмиместные белые и черные “Линкольны”! Прямо как на Новом Арбате!
Елена САФОНОВА