Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 12, 2004
Главным культурным событием года стало, конечно же, празднование 80-летия со дня рождения нашего земляка, замечательного русского писателя Виктора Петровича Астафьева. Готовиться к этому юбилею красноярцы начали заранее. Особенно многое было сделано для создания мемориального комлпекса в Овсянке, на родине писателя. Свои личные средства в строительные работы вложил губернатор края Александр Хлопонин.
И в итоге Овсянка преобразилась – обустроена набережная, открыт для посетителей дом-музей писателя, во дворе которого накануне юбилея появился первый бронзовый памятник Астафьеву, где он и Мария Семеновна (дай Бог ей здоровья) изображены сидящими на скамейке, совсем по домашнему, босыми. Автор памятника – известный красноярский скульптор, заслуженный художник России Владимир Зеленов.
Реконструирована усадьба бабушки Катерины, воспетой в “Последнем поклоне”. Восстановлен дом с прилегающими к нему надворными постройками. К сожалению, подлинных вещей с той поры практически не осталось, и вся обстановка, мебель, посуда были взяты преимущественно из краевого краеведческого музея. Тут следует особо отметить большую личную роль директора краеведческого музея Валентины Ярошевской. Некоторые старые вещи принесли местные жители.
Предъюбилейные дни были насыщены множеством разных мероприятий, связанных с именем Астафьева. Так, в красноярском Доме просвещения прошла церемония вручения премии благотворительного фонда имени В. П. Астафьева молодым талантливым писателям Сибири. Лауреатами стали красноярский поэт Иван Клиновой (за книгу стихов “Античность”), прозаик из Кемерова Андрей Иванов (за повесть “Школа капитанов”) и совсем юная писательница из Красноярска Настя Зубарева (за книгу рассказов “Так не бывает” – в номинации “Ранний дебют”). Эта престижная премия была учреждена десять лет назад по инициативе самого Астафьева, возглавляет фонд известный предприниматель Евгения Кузнецова. Среди прежних лауреатов были молодые журналисты, писатели, актеры. С этого года премия стала исключительно литературной. В эти же дни в Красноярском музейном центре состоялась презентация книги “Созвучие”, изданной в Иркутске и посвященной дружбе писателя Виктора Астафьева и музыканта Евгения Колобова. Имя Астафьева было присвоено старейшему сибирскому вузу – Красноярскому государственному педагогическому университету. Кстати, незадолго до смерти Виктор Петрович признавался ректору Николаю Дроздову: “Коля, если б ты знал, как хотел я всегда учиться в университете…”
В драматическом театре имени А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля “Веселый солдат”, поставленного петербургским режиссером, лауреатом Государственной премии России Геннадием Тростянецким по мотивам произведений В. П. Астафьева. Автор пьесы, известный драматург Нина Садур взяла за основу инсценировки повесть “Веселый солдат” и два эпизода из романа “Прокляты и убиты”. Сугубо реалистический стиль астафьевской прозы был ею круто модернизирован. Спектакль получился спорным, но выразительным и современным по форме.
Кульминацией праздника стали юбилейные торжества в Овсянке. Кстати, такого ненастного, “зимнего” Первомая местные жители не припомнят. Но ни снег, ни холодный ветер не смогли помешать красноярцам и гостям, приехавшим из разных городов России. Среди почетных гостей были знакомые в основном лица: народный артист СССР Кирилл Лавров, критик из Пскова и давний друг Астафьева Валентин Курбатов, прозаик из Санкт-Петербурга Михаил Кураев, иркутский поэт Анатолий Кобенков, кинорежиссер-документалист Михаил Литвяков.
– Астафьев был человеком с обнаженной душой, который остро чувствовал народную боль, глубоко понимал все хорошие и ужасные черты нашего народа, – сказал на торжественном митинге Кирилл Лавров. – Когда я летел сюда в самолете, то всю дорогу читал “Пролетного гуся”, читал и плакал… Хорошо, что сегодня мы все тут собрались. Только надо, мне кажется, избегать помпезности, чтобы эти памятные места остались такими, какими их любил Виктор Петрович. Думаю, что у вас, сибиряков, хватит такта и вкуса, чтобы эту грань не переступить…
– Виктор Петрович уходит от нас в вечность, и Овсянка становится в ряд великих русских усадеб, таких, как Тарханы и Ясная Поляна, – сказал Валентин Курбатов. – Будь же благословенна эта земля, которая родила такого великого человека. Все суетное рассыпалось и пропало, осталось одно только чистое и святое русское слово… Потом были народные гулянья с песнями, плясками и хороводом. Тут же, на берегу Енисея, стихийно собрался хор жителей Овсянки, исполнивший старинные сибирские песни, которые любил петь Виктор Петрович.
…Много было, конечно же, в юбилейные дни и пустой болтовни, и тусовочной суеты. Мемуаристы соревновались между собой, кто больше имеет прав на звание “главного друга классика”, недавние злопыхатели внезапно превращались в “духовных наследников”, а некоторые газеты вовсю смаковали истории о бесчисленных “дочерях Астафьева”, которых, скоро, наверное, станет больше, чем “сыновей лейтенанта Шмидта”.
Но ведь Астафьев – не из мира попсы, не Филипп Киркоров. И грешно устраивать вокруг его имени непотребный бульварный “базар”. Лучше всем бы остановиться, задуматься, помолчать – и снять с полок его книги и перечитать. А то и прочесть впервые. Не секрет ведь, что даже многие из тех, кто в эти дни публично объяснялся в любви к писателю, книг его почти не читали…