Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 11, 2004
9 декабря 2003 года. Террористический акт в центре Москвы у гостиницы “Националь”, 6 человек погибли.
“Россияне все больше привыкают к беспорядочным актам терроризма, они возмущены, но, по сути, смирились с их неизбежностью, – пишет американская газета “The Washington Post” 19 декабря. – Российское правительство обвиняет во всех проявлениях насилия чеченских сепаратистов – своего врага последнего десятилетия – и настаивает на том, что им помогают арабские террористические группировки, связанные с “Аль-Каидой”. Другие чиновники и аналитики предпочитают не акцентировать внимание на этой связи, вместо этого указывая на национальные чувства угнетенного чеченского народа, который сопротивляется российскому господству вот уже два века”.
“Ответственность за захват театра (на Дубровке, где проходил мюзикл “Норд-Ост”. – Прим. ред.) взял на себя Шамиль Басаев, чеченский полевой командир, однако кто ответствен за другие последовавшие за этим взрывы, так до конца и не ясно”.
“В заявлении правительства Масхадова, опубликованном в Интернете, говорится, что теракт около отеля “Националь” был организован и проведен российскими секретными службами и военной разведкой с пропагандистскими целями. Некоторые из критиков Путина полагают, что те же инстанции стоят и за терактами в жилых домах 1999 года”.
18 декабря 2003 года. Телемост с участием президента России Владимира Путина в прямом эфире государственных телеканалов.
“Уже в третий раз после своего избрания президентом в марте 2000 года Владимир Путин принял вчера участие в хорошо организованной игре под названием “прямой диалог” с народом, – дает свой комментарий французская газета “Liberation”. – “Да, я буду баллотироваться на президентских выборах”, – заявил Путин, раскрыв секрет Полишинеля, но как бы впервые сообщив эту новость своему народу. Однако российский президент сделал важное добавление: он не будет добиваться переизбрания на третий срок или стремиться к продлению президентских полномочий”.
“После победы своей партии на парламентских выборах и арестах олигарха М.Ходорковского Путин воспользовался этой передачей, чтобы выставить себя в качестве либерала”.
“Среди тщательно отобранных вопросов не было ни одного, который касался бы войны в Чечне или ареста Ходорковского. Передача, которую вели два журналиста, не сводившие с Путина влюбленных глаз, явно была лишь внешним подобием демократического диалога”.