Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 11, 2004
Когда у нас будет выстроен исторический ряд крупных военных мыслителей, Николай Лаврентьевич Кладо займет в нем свое достойное место. Он отличается собственным складом и большой широтой мышления. Безусловно, это крупнейший военно-морской теоретик России.
Николай Кладо пережил русско-японскую войну 1904–1905 годов, Первую мировую и умер в годы Гражданской войны в 1919 году, когда ему было 57 лет, на посту начальника Военно-морской академии в тогдашнем Петрограде. Он был полон творческих сил и планов. Интерес его был сконцентрирован на проблемах военной стратегии, общей теории войны.
В 1918 году в “Библиотеке морского старшины” выходит его последняя работа “Стратегия. Введение” объемом 140 страниц. Но это только введение. Где основное содержание? Не успел написать? Написал, но не успел опубликовать? В поисках ответа ваш покорный слуга обратился к потомкам Кладо. У дочери – Натальи Николаевны – рукописей не оказалось. Помнит, что все бумаги после смерти отца были забраны представителями официальной власти. Попытки найти их в архивах пока не привели к успеху.
И вот неожиданная удача! Работая в личном архиве другого известного военного мыслителя ХХ века – Андрея Евгеньевича Снесарева, который сохранила его дочь Евгения Андреевна, натыкаюсь на незаконченную первую книгу Кладо “О насилии” с машинописным продолжением, каждый печатный лист которого подписан им собственноручно.
Актуальность поднимаемых и анализируемых Кладо вопросов отнюдь не ушла в прошлое. Он был профессиональным военным теоретиком, который не только глубоко знал технологию подготовки и ведения войн, прошлых и своего времени, но и считал, что этих знаний недостаточно. Война как общественное явление не должна оставаться “вещью в себе”. Она коренится в природе общества и его “атома” – человека. И Кладо стремится “раскопать” эту природу. Его не убеждает объяснение природы войны материально-физическими реальностями и психологической рефлексией на них. Он не верит благим миротворческим пожеланиям, декларациям и обещаниям как социалистов, так и буржуазных либералов. За благими миротворческими пожеланиями скрывается в большинстве случаев только насилие. По Кладо, постижение природы насилия ведет к постижению природы войны.
Его работа не окончена. За прошедшие десятилетия со времени написания этого труда война не потеснена со сцены мировой истории. Даже появление и накопление оружия массового уничтожения и возникшая в результате этого реальная вероятность уничтожения рода человеческого на Земле не сделали исторический процесс мирным. Более того, возникла угроза быть уничтоженным не только одной или обеим воюющим сторонам, но всем народам, всему человечеству.
Данная работа Кладо настраивает также на осторожное отношение к обольстителям народов миром, поскольку на деле они всегда приводили к неготовности к военной агрессии одних и облегчали и оправдывали агрессию других под звон фанфар о миротворчестве.
Представленный Кладо поиск путей понимания существа войны не во всем бесспорен. Историческая практика и наука дали массу нового материала и аргументов для раскрытия природы войны. От понимания этой природы до ее обуздания – большая дистанция. Но без глубокого осознания ее сути не может быть верного пути движения к этой цели.
И.Даниленко