Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 10, 2003
Необычная для столичной арт-сцены выставка состоялась в этом году в новом помещении одной из старейших московских галерей “М’Арс”, переехавшей под своды недавно отстроенного в Пушкаревом переулке близ Сретенки Центра современного искусства. Дабы соответствовать своему наименованию и заявленной политике — “взламывать устоявшиеся стереотипы” и “расширять пластические и интеллектуальные возможности различных традиционных и инновационных видов искусства” — в качестве первого своего проекта обновленная галерея “М’Арс” представила на суд публике цифровую выставку “Art Digital 2003”.
В этом международном проекте приняли участие 17 художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Рима, Праги, Монреаля, Нью-Йорка. Все они работают в самых разных направлениях, и единственное, что объединяло представленные на выставке работы, — это техника исполнения, цифровые технологии, сделавшие возможными порой неожиданные, если не парадоксальные, интерпретации известных произведений искусства.
В рамках экспозиции “Art Digital 2003” соседствовали виртуальная композиция Константина Худякова, бывшего главного художника Центрального музея В.И.Ленина, “разместившего” вставные челюсти Сталина в хрустальных яйцах Фаберже (вариация на тему Кощея Бессмертного). И здесь же, рядом, — плод фантазии нового поколения “Клуба Речников”, выбравших объектом своего эксперимента Венеру Милосскую. Их скульптура была призвана передать оптическую иллюзорность самой целостности тела. “Венера” в “М’Арсе” после цифровой обработки оказалась собранной, как детская пирамидка, из нарезанных сегментов, а кажущаяся обтекаемость ее форм была создана лишь ребристой поверхностью.
Давно замечено, что компьютерная эстетика во многом наследует образность сюрреализма, одного из самых популяризированных авангардных течений прошлого века. Новые цифровые технологии продолжают традиции сюрреализма, игру с видимой и виртуальной реальностью, ее относительностью и переменчивостью. А новые процессы создания произведений близки к сюрреалистическим методам, подразумевающим большую неожиданность и непредсказуемость результата, в сравнении с традиционными техниками фигуративной живописи.
Цифровое искусство всегда экспериментирует. Оно тиражируемо, легко видоизменяемо и непостоянно, его можно “копировать”, “править” и вовсе “стереть” из памяти в любой момент. В изображениях, созданных при помощи цифровых технологий, есть своего рода игровая необязательность, легкость и изрядная доля хулиганства, засевшего в подсознании и подмывающего нацарапать: “Здесь был Вася”. На “Art Digital 2003” это было со всей наглядностью отражено в проекте московской арт-группы Агей Томеш “Новый Вавилон”, дополнившей древние фрески логотипом “Vogue”, американским флагом и комиксным облачком с непременным “Wow!”. Чешский художник Иржи Давид с помощью компьютерной программы “заставил” прослезиться сильных мира сего. Ведь гипотетически можно себе представить, что Тони Блэр, Джордж Буш, Владимир Путин и Жак Ширак тоже могут плакать.
“Art Digital” задуман как ежегодный международный фестиваль компьютерного, цифрового искусства. Первая выставка состояла преимущественно из принтов на холсте и бумаге. Однако в дальнейшем планируются и мультимедийные произведения, окончательно оторванные от традиционных носителей и раскрытые в виртуальный мир.
Наталья Новикова