Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 7, 2002
В марте 2003 года в лондонском Национальном театре произойдет очередная смена главного режиссера. Тревор Нанн уже в апреле 2002-го заявил, что не собирается претендовать на второй срок пребывания на посту главного режиссера Национального театра. На смену ему придет 44-летний Николас Хитнер, начинавший в Манчестере как театральный режиссер, с успехом снявший в Голливуде “Безумие Короля Георга” и “Горнило” и поставивший несколько удачных мюзиклов, в том числе оригинальную версию “Мисс Сайгон” в лондонском Вест Энде. Он никогда не руководил театральной труппой, но это, очевидно, не остановило Совет театра, который выносит окончательное решение в этом вопросе.
У Николаса Хитнера были достаточно сильные соперники, претендующие на этот пост. Среди них несколько имен, знакомых в той или иной степени российскому зрителю: Джонатан Кент, один из руководителей театра Алмейда, который был в Москве с гастролями в 1998 году и показал чеховского “Иванова” с Рейфом Файнзом в главной роли, работавший в Алмейде с такими звездами британской и мировой сцены, как Кейт Бланшет, Кевин Спейси, Жюльет Бинош, Лиам Нисон, Дэвид Суше и Диана Риггс, недавно сыгравшая “Мамашу Кураж” в постановке Джонатана Кента.
Еще один из претендентов – Стивен Долдри, руководитель лондонского театра “Ройал Корт”, довольно известного в Москве благодаря проекту Британского совета “Новая драма”. Театр “Ройал Корт” специализируется в поисках молодых драматургов и занимается экспериментами в области документального театра, что дало толчок нашему российскому проекту и фестивалю “Новая драма” и образованию совершенно нового, экспериментального московского театра “Театр док”. В настоящее время Стивен Долдри снимает фильм с участием Мерил Стрип и работает над планами еще нескольких кинопроектов, при этом не покидая “Ройал Корт”. Его недавний дебют в кино, фильм “Билли Эллиотт”, был номинирован на Оскара. Кроме этих наиболее известных российскому театралу имен, в списке претендентов есть и другие знаменитости, как, например, режиссер Сэм Мендес, дебютировавший фильмом “Американская красота”, получившим восемь номинаций на Оскара.
Тем не менее, Совет театра склонился в пользу Николаса Хитнера, возможно, рассчитывая на то, что он в большей мере сможет посвятить себя Национальному театру, чем его, может быть, более звездные коллеги.
Дело в том, что позиция главного режиссера Национального театра отличается от того, что это значит в русском театре, так же как и структура европейского театра в целом. Он в гораздо меньшей степени является, как у нас, отцом и творческим хозяином театра. Он может, конечно, в течение своего срока пребывания внести свою специфику в работу театра, и если это понравится обществу, его могут переизбрать на следующий срок.
В Национальном главный режиссер, так же как у нас, определяет репертуар, приглашает актеров и режиссеров, может, конечно, и сам ставить, но необязательно, определяет план гастролей. Все это нам понятно, но трудно себе представить, чтобы у нас, скажем, во МХАТе главного режиссера переизбирали бы каждые пять лет. Национальный театр, конечно, и для Великобритании довольно одиозная структура, так как это государственный театр с назначаемым председателем Совета театра и Советом театра, со своей молодежной студией, книжным магазином, лекциями, обязательными гастролями “в провинцию” и всяческим “общением со зрителями”. К тому же не следует забывать, что практически он состоит из трех театров, расположенных рядом, в одном здании, и каждый их них должен иметь свой репертуар. При этом существует единая труппа из приблизительно 120 актеров, а всего насчитывающая около 700 человек, то есть бывали ситуации, когда один и тот же актер играл в один вечер в двух театрах.
Замечательный режиссер Тревор Нанн, который еще остается пока главным до марта 2003 года, так сказал в одном из интервью о том, что значит руководить Национальным театром: “Это ощущение можно сравнить с тем, что ты чувствуешь, когда жонглируешь тарелками, при этом едешь на одноколесном велосипеде по канату, натянутому над Ниагарским водопадом”. Нанна довольно много критиковали за его слишком коммерческие спектакли в Национальном – он поставил мюзиклы “Оклахома”, “Кошки”, “Моя прекрасная леди”. Но кроме этого, в Национальном появились и такие великолепные работы, как “Вишневый сад” с Ванессой и Корин Редгрейв, “Гамлет” с Саймоном Рассел-Билем, “Аркадия” Тома Стоппарда.
Тревор Нанн, которого, несмотря на критику, называют “народным режиссером”, несомненно займет свое почетное место в славном списке главных режиссеров Национального театра, открывающемся именем великого Лоренса Оливье, за которым последовали Питер Холл и Ричард Ейр. Как видите, Национальный театр Великобритании еще очень молод. Николас Хитнер будет всего лишь пятым.
Ну что же, будем надеяться, что пятый главный в Национальном театре Великобритании не забудет о том, что первыми зарубежными гастролями молодого Национального театра были гастроли в Россию в 1965-м, а последние – совсем недавно, в 2000-м, с пьесой модного современного Патрика Марбера “Closer”, во многом шокировавшей российскую публику, но, тем не менее, теперь переведенную и поставленную в российской антрепризе под хорошим “компьютерным” названием “Лондон.ru”. Будем надеяться, что ему захочется продолжить эту традицию, а может быть, он вспомнит и о том, что когда-то на этой сцене гастролировал и Московский художественный театр.