Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 5, 2002
Существует ли третий путь?1
О необходимости для России третьего пути мы слышим бесконечно. Это тот путь, который вроде бы должен провести нас между Сциллой и Харибдой, вывести из первобытного варварства в цивилизованный мир, но при этом минуя ужасы буржуазного пути развития. Напомню, однако, что у Одиссея был один выбор – или погубить всех в водовороте Харибды (назовем это чудовище тоталитаризмом), или потерять часть спутников в лапах Сциллы, давая остальным шанс на прорыв (эта Сцилла очень напоминает путь европейско-буржуазного развития). Одиссей выбрал Сциллу. Противники идеи третьего пути, напротив, уверяют, что такого пути вовсе не существует, что это миф, сочиненный националистами.
Книга Леонида Люкса, известного немецкого политолога и историка2, тем и хороша, что показывает простую ситуацию возможности “третьего пути”, которым пытались идти две европейские страны (пусть и окраинные) – Германия и Россия, считавшаяся к началу ХХ века (начиная с Петровских реформ) одним из столпов европейской политики. Оказалось, что третьим-то путем пойти можно, но вот куда он ведет? Германию он прямо привел к Третьему рейху, о котором мечтали немецкие идеологи “консервативной революции” (аналогу, как показывает Люкс, нашего евразийства). Как напоминает автор, в 1923 г. идеолог “консервативной революции” Меллер ван дер Брук выпустил книгу под названием “Третий рейх”, а через десять лет национал-социализм создает Третий рейх как социально политическую реальность (с. 288). Что касательно России, то высказанная когда-то монахом Филофеем эсхатологическая идея Москвы как Третьего Рима (если уж и третий погибнет, то четвертому не быть) под пером русских националистов превратилась в утверждение поступательной мощи империи, а с появлением Третьего интернационала (где мир казался под водительством коммунистической Москвы) особый, третий путь к цивилизации словно бы был найден. Символика Третьего Рима, перетекающая в символику Третьего интернационала, приобрела даже некий мистический смысл. Как становится ясно из книги, этот путь вывел Россию за пределы истории.
Вообще надо отметить как немалую заслугу Леонида Люкса, что его книга, посвященная в основном темам и сюжетам ХХ в., тем не менее, показывает эти недавние явления в тесной связи с идеями и развитием прошлых столетий, что придает фундированность и обстоятельность каждому положению, высказываемому автором. Историческая близость России и Германии, ставшая еще теснее с петровских преобразований, позволяет немецкому исследователю строить не одну параллель, показывающую идейную и политическую взаимосвязь явлений в обеих тоталитарных странах, начиная с однопартийной системы, антизападничества и тотального антисемитизма, который, по мысли Ханны Арендт, есть родовое свойство любой тоталитароподобной системы. Автор демонстрирует, как страх Германии перед русской империей привел к Первой мировой войне, а также как нацизм явился своеобразной реакцией на большевизм. В свою очередь, Россия прошлого века чрезвычайно много взяла из Германии – идеи социализма, пусть и по-своему понятые, немецкие деньги большевиками, прусскую военную систему, понятую Лениным как принцип социалистического хозяйствования. Немалое место отведено в книге анализу евразийства – от ранних евразийцев до подробного рассмотрения позиции журнала “Элементы”. Подкупает невероятная насыщенность текста историческим материалом – как простыми фактами, почти неизвестными даже специалистам, введением в научный оборот имен Эрнста Никиша, Эрнста Нольте и др., так и идейно-политическими концепциями, определявшими анализируемую эпоху.
Автор полагает, что преодоление антизападничества и “интеграция Германии в Европу” завершились лишь к 1989–1990 гг. (с. 61). Перед таким же возвращением стоит сейчас Россия. Для России в силу многих причин это возвращение и труднее, и проблематичнее. Но во всяком случае звучащий сегодня призыв к третьему пути с очевидностью вернет нас снова в уже реализовавшийся в прошлом тоталитарный Третий Рейх, Третий Рим, Третий Интернационал, опустив уровень жизни народонаселения до уровня третьего мира. А о том, какова жизнь в этом странном, искаженном мире, и рассказывает книга Леонида Люкса. Ее стоит прочитать.
1 Люкс Леонид. Третий Рим? Третий Рейх? Третий путь? Исторические очерки о России, Германии и Западе. М.: Московский Философский фонд, 2002.
2 См. его статью в нашем журнале: Тоталитарная личность в контексте Новейшей истории // Вестник Европы. 2001. Т. III. С. 160–170.