(Евгений КАСИМОВ)
Опубликовано в журнале Уральская новь, номер 15, 2003
21 декабря умер екатеринбургский художник Виктор Махотин. Участник легендарной выставки 1987 года “Сурикова, 31”, основатель выставочного зала “Станция вольных почт” (на Ленина,11), основатель Музея кузнечного дела на Плотинке – там он и сидел все последние годы. Ему было 56 лет. Хоронить Виктора пришел весь художественный Екатеринбург – от Союза художников до андеграунда. Виктор успел подготовить к печати свой альбом, который был издан Евгением Ройзманом в серии “Художники Екатеринбурга” к сороковинам. К этому же дню была приурочена большая персональная выставка Махотина в Музее изобразительного искусства на Воеводина, 5. Коллекционер современной городской живописи Евгений Ройзман объявил, что Музей художников Екатеринбурга, который уже в этом году будет открыт, будет назван именем Виктора Махотина. В музее будет отдельный зал с его картинами.
Виктора любили все. Он был воистину “народный” человек, соль земли. Настоящий художник. После его смерти произошла мистическая история: старый двухэтажный дом (Ирбитская,10), где все время жил Виктор, через неделю буквально развалился на куски. Чудом никто не погиб.
ЕПАРХИЯ ПРОТИВ ХЭЛЛОУИНА
Незадолго до последнего праздника Хэллоуина Екатеринбургская епархия вновь озаботилась духовным здоровьем уральцев. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий отправил письмо министру образования Свердловской области Валерию Нестерову. В письме владыка просил “оградить учащихся общеобразовательных учреждений от навязываемого отдельными директорами и учителями празднования так называемого Хэллоуина”. По мнению главного уральского батюшки, для травмированной “западным влиянием” детской психики вовсе ни к чему “школьные игрища в вампиров, демонов, убийц и маньяков”. При этом Архиепископ помянул (и так кстати для славянофилов подвернувшуюся осаду “Норд-Оста”). Министр образования откликнулся на призыв, и в школы было отправлено письмо, в котором педагогам наказывалось не использовать детский интерес ко всему необычному и таинственному без “должного профессионального сопровождения”. Грустно, что православная церковь пытается упрочить свой авторитет такими откровенно популистскими способами. Призывы, рассчитанные на самую консервативную часть общества, создают устойчивый образ “мракобеса-батюшки”. Уже стало привычным сравнение “рекомендательных писем” отцов церкви с записками в “органы”. И почему-то эти послания касаются по большей части культурных событий – будь то европейский праздник или премьера фильма или выставка современного искусства. А встречи с казачьим патрулем на темной улице боишься едва ли не больше, чем родной милиции.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА В КИНОКЛУБЕ
Один из последних вечеров прошлого года в киноклубе “БэстФэст” объединил музыку и кино. Суть подобных проектов в том, что из нескольких фильмов делается клиповый видеоряд – “нарезка”, который сопровождается живой музыкой, после чего идет собственно фильм, потом – небольшой концерт. В этот раз выступали две группы. Это известные в Екатеринбурге группы “Шаманы”, и нео-готик-фолк группа “La Serenetta”. Интересен принцип таких выступлений “под кино”, отсылающий к кино немому и бренчащему “пианину” тапера начала века. Да и сам феномен киноклубов – весьма интересное дело. В восьмидесятые годы киноклубы были во многих домах культуры, и в их программу входила, как правило, классика мирового кино, ранее недоступная большинству зрителей. Теперь же, когда большая часть этой киноклассики много раз переиздана на лицензионных видеокассетах, нужда в таких клубах, казалось бы, отпала. Но за пределами внимания кинопрокатчиков и видеоиздателей остается огромный пласт современного кино – “авторское кино”, “арт-хаус”, “независимое” – названий множество. Тем более такие вещи, как документальное кино или авторская анимация, которую можно увидеть только на редких фестивалях. Теперь в программах киноклубов делается упор именно на те фильмы, которые не выходят на лицензии. И сами клубы стали больше “клубами”, чем просто редкими вечерами в ДК. Собственно, кинопрограммы сопровождаются живой музыкой, приглашаются джазовые музыканты, ди-джеи. Инсталляции и работы современных художников – почти обязательный элемент оформления вечера-вечеринки. Правда, подчеркнутая элитарность таких мероприятий приводит к тому, что таки клубам не удается стать коммерческими заведениями, и на все вечера приходят одни и те же 50 – 200 человек.
ХУДОЖНИК В ПОДАРОК
Октябрьская выставка в Уральском музее молодежи художника Виктора Винокурова “Танцующий город” стала подарком ко вступлению в должность нового консула США Томаса Ниблока. Как раз в те дни американец должен был прилететь в Свердловск. К подхалимной (“Спонсор!”) картинке можно добавить еще одну деталь – сам виновник торжества не смог приехать на открытие. Вместо него из Москвы прилетел другой дипломатический чин – Билл Джеймс, заместитель посла США по вопросам культуры. Местные СМИ в тихом экстазе выразили надежду, что “такие подарки дипломатам станут доброй традицией”.
АЛЛЕЯ ПОЖЕЛАНИЙ
В конце года в Екатеринбурге открылся именной тротуар “Аллея пожеланий”. Организатором мероприятия стал местный Дом актера. На одной из центральных улиц города установлено 60 именных плиток, на которых оставлены пожелания жителей Екатеринбурга. Среди них есть надписи от председателей Союза театральных деятелей города Владимира Нестерова, директора Дома актера Владимира Мишарина и других известных личностей из театральной среды города. В этом году организаторы планируют открыть еще один сектор именного тротуара.
СТАРЫЙ НОВЫЙ РОК
Событие было неординарным. Сорок групп выступали на трех площадках Дворца молодежи 13 января. Группы для концерта отбирались на телевизионной передаче, куда в качестве экспертов приглашались мэтры свердловского рока – Александр Пантыкин, Владимир Шахрин, etc. Для участия в фестивале специально собрались старые рокеры – группы “Апрельский марш” и “Урфин Джюс”. Приехали Настя, Бутусов, чтобы петь. Илья Кормильцев, Миша Козырев (“Наше радио”), чтобы слушать и “поддерживать”. Все билеты были проданы за три недели. На концерте выяснилось, что рок-н-ролл – скорее мертв, чем жив. Изменились не только музыкальные формы, изменился статус этой музыки, в ней мало кто существует – пожалуй, только ветераны, для остальных это хобби, коммерция, понты, и прочие низкоразрядные штучки. После фестиваля в ночном клубе “Люк” выступала Настя, и на концерте присутствовали Илья Кормильцев и Миша Козырев. После оскорбительных выпадов Козырева в адрес Насти – возникла потасовка между Кормильцевым и Козыревым. Подбежавшая охрана стала растаскивать дерущихся. Кормильцев кричал, указывая на Козырева: “Убейте этого человека, пока он не убил всю нашу музыку!” Это перевело вульгарную драку – в концептуальную.
Однако рок-н-ролл убивается не Козыревым. Рок-н-ролл (в чистых формах) убивается самим временем. Как бы это не было печально.
Екатеринбургский поэт Вася Чепелев пописывает в один московский электронный журнал. Эту замечательную историю Вася разместил в Сети в канун Нового года.
30th December 2002 (цитируется в сетевой транскрипции. – Прим. редакции.)
2:34 am: срочно в номер:
Прихожу на днях, как обычно, в редакцию журнала “Урал”. Мне навстречу
попадается верстальщик Игорь Капорейко и говорит, что, типа, в номере
осталась куча пустого места, скоро Новый год, номер надо бы сдать, все уже
почти ушли… Ты же приносил свои новые стихи? – спрашивает. Я нахожу свои
стишки в компьютере одного из работающих там людей, и в оглавлении
появляется: Василий Чепелев. Новые стихи. Десять страниц. Почти все –
подчеркнутая гей-лирика. Мне стало совестно, и стихотворение Нон-фикшн-1 я
убрал, распечатав себе верстку для истории. (Далее следует собственно сам стишок – эда кая инфантильная хрень, сводящаяся к уравнению “X” + “Y” = “Й”. – Прим. редакции).
Думаю, оставь я этот стишок, уволили бы всех – от верстальщика того самого
до главного редактора.
Дальше – Капорейко говорит: “Еще место осталось. Вот, взгляни, сегодня
письмо пришло из Америки”. Открываю пакет – стихи Владимира Гандельсмана.
Для “Урала”, с его публикациями типа “Поэты Оренбуржья” – уровень
запредельный. Составил подборку, мы ее поставили в номер. Никто из
редакторов журнала этого не видел. Дальше – еще место осталось. У меня,
как на грех, ни одной дискеты с чьми-нибудь текстами. Договорились, что я
их в понедельник утром принесу. Кандидатуры – Ильенков (сам литсотрудник
“Урала”, временно ушедший в запой, Лёля Собенина, Денис Сюкосев, проза
Тараса Трофимова и челябинский поэт Александр Петрушкин). Если что-либо из
них удастся воткнуть в номер, я умру со смеху. Вот, б..дь, такой
литературный процесс финансирует правительство Свердловской области.
Главный редактор Коляда, номер, включая мою подборку, обещал вычитать –
однако Новый год…
Однако главный редактор Коляда номер все-таки вычитал, ибо обнаружил эту замечательную историю то ли на сайте электронного журнала, то ли распечатку с этого сайта у себя на столе. Стихи Васи Чепелева главный редактор Коляда из номера выкинул, объяснив смущенному поэту, что голубой цвет в радуге не самый главный. А может, Коляду смутила ненормативная лексика. Поэтому январский номер журнала “Урал” открылся романом Александра Иванченко “Отдельная жизнь гениталий”. (Материалы подготовил Евгений Касимов.)