Рассказ
Опубликовано в журнале Урал, номер 2, 2025
Татьяна Пешко (1973) — родилась в д. Каменка Гродненской области Беларуси. Работала на заводе «Автопровод» рабочей, заочно окончила Гродненский университет по специальности «математика». Писать начала ещё в школе. Стаж преподавания в школе более 30 лет. Повести и рассказы публиковались в различных журналах.
Если бы Мишку спросили, нравится ли ему ходить в школу, — мальчик обязательно вспомнил бы Татьяну Сергеевну, пожилую учительницу, которая учила его с первого класса по четвёртый, и на этот вопрос он ответил бы словами отца, заведующего молочно-товарной фермой пригородного сельскохозяйственного кооператива, что скорее нет, чем да. Это была немолодая женщина, всегда в одном и том же строгом сером костюме, в одних и тех же очках в крупной оправе, с толстыми линзами на длинном носу. Когда ученик спрашивал разрешения выйти во время урока из класса, то слышал одну и туже фразу: «Скоро будет звонок, он прозвенит, и ты выйдешь».
Теперь же, когда Мишка в восьмом классе, на вопрос о любви к школе ответил бы скорее да, чем нет. Ныне в старших классах столько учителей, что и всех пальцев на руке не хватит, чтобы сосчитать. И среди них много молодых. Мишка с каждым днём убеждался в том, что их классу здорово повезло с классным руководителем Анной Сергеевной. Учительница напоминала девочку-подростка. Небольшого росточка, миниатюрная, очень красивая. Как заметил Мишка, дети вообще любят молодых: у них столько энергии, столько невероятных идей, заманчивых предложений, оригинальных мыслей и задумок. Их энтузиазм бьёт через край, своей богатой фантазией молодёжь захватывает буквально всех подряд.
Раньше Мишка и дня не мог прожить, чтобы не поиграть в футбол, успевал и на тренировку в спортивную школу, теперь парня захватила история. Этот предмет вела классный руководитель Анна Сергеевна, от неё зависело, что на первый план вышла игра «Что? Где? Когда?», а ещё викторины на историческую тематику, экскурсии, походы. И, конечно, компьютер.
Как-то Анна Сергеевна вспомнила и рассказала про свои школьные годы. Тогда, заметила учительница, большое внимание уделяли трудовому воспитанию. Каждой осенью на грузовике с песнями, отличным настроением отправлялись на уборку картофеля в пригородный колхоз, убирали капусту, яблоки, очищали поля от камней. Самое главное, за работу платили деньги. А как важно иметь деньги на карманные расходы! И это, подчеркнула учительница, было при развитом социализме. Теперь, при переходе к рыночным отношениям, когда деньги, финансы получили новое звучание, особенно важно воспитывать молодёжь, чтобы она чувствовала себя как рыба в воде в таких понятиях, как бизнес, менеджемент, предпринимательство. Статьи о предпринимательстве были в каждом номере местной газеты, одна из них, точнее, одно объявление бросилось в глаза Анне Сергеевне. Автор объявления, спрятавшись за номером мобильного телефона, оповещал, что покупает улиток. Учительница рассказала, что во Франции знают вкус лягушачьих лапок и виноградных улиток.
Весной этих улиток в лесах и перелесках, что вокруг посёлка, в парках видимо-невидимо. Действительно, за границей это сырьё для деликатесных блюд, а почему наш потребитель лишён этого деликатеса? Когда-то и картошку наш народ принимал с недоверием, даже вспыхивали картофельные бунты. Теперь картофель называют вторым хлебом.
Несмотря на то что цена на улитки была скромной, после того как в классе прочитали объявление и обсудили, никто не отказался от участия в сборе улиток. Спорили недолго, решили действовать немедля, сделать вылазку сегодня после занятий, потому что утром над посёлком прошумел ливень, таким образом, сама природа подстегнула желающих заработать на улитках.
По предложению Анны Сергеевны на сборы отвели ровно час времени: чтобы дети отнесли домой рюкзаки с книгами, могли переодеться, взять посуду для сырья и снова собраться в школе. Восьмиклассники знали места, где водятся улитки: на окраине посёлка, в низине за гаражами, в кустах ивняка. Васька Бублов, отец которого открыл киоск с надписью «Табак», назвал мероприятие по сбору улиток «Французский проект».
Мишка решил не отставать от коллектива, принять самое активное участие в классном мероприятии. Час, отведенный для начала сбора, он провёл в школе, потому что не смог за это время собраться: он жил в деревне за три километра от посёлка.
Ровно через час класс был в сборе. Через полчаса юные предприниматели добрались до гаражей на окраине посёлка. Высокие вербы, низкорослая ольха, густая трава, заросли осоки создавали впечатление, что человек оказался в джунглях. Это было идеальное место для царства лягушек, улиток и прочей болотной живности. Ребята, очутившись под кронами чахлых деревьев, разбились на группы. Одни радостно вскрикивали при виде первых находок, другие с осторожностью присматривались, оглядывались, опасаясь наткнуться на змею или ужа, с опаской смотрели под ноги, чтобы не наступить на улитку, но все же они, раздавленные ногами, часто издавали хрустящие звуки. Мишке сегодня явно везло, вскоре он стал обладателем увесистого пакета с улитками.
Анна Сергеевна безуспешно пыталась убедить ребят прекратить работу, пойти на заготовительный пункт получить заработанное, но подростки, поддавшись азарту, продолжали работать.
Перспектива тянуться через весь посёлок на заготовительный пункт не подходила Мишке. Без обеда, голодный, он решил прекратить поиски улиток. Он идёт домой, а сырьё никуда не денется, сдаст завтра.
Мишка не сразу заметил настороженно-удивлённые взгляды пассажиров автобуса. Бросив внимательный взгляд на куртку, ужаснулся: вся его верхняя одежда покрылась грязным черно-зелёным налётом. Мокрая трава, сорняки, названия которых Мишка не знал, ветви деревьев и кустов, что цеплялись за одежду, оставили на одежде неприятный след. Мишка представил недовольное лицо матери, отчуждённый взгляд отца, и его приподнятое настроение от удачного сбора мгновенно улетучилось.
Дома Мишке сначала повезло. Удалось незаметно прокрасться с пакетом в спальню, задвинуть его под кровать. Но только он поднялся с пола, как услышал голос матери.
— Миш, а что ты сделал с курткой?
— Что?
— А штаны… В чём завтра в школу пойдёшь? Не маленький, должен беречь одежду. Где ты был? Снова тайна?
— Никакой тайны. Мероприятие было. Улиток собирали. Мероприятие под названием «Французский проект». В посёлке предприниматель заготавливает улиток.
— Зачем?
— Будут, наверно, замораживать, за границу отправлять. Во Францию. За валюту.
Ночью, когда все спали, пакетом под кроватью заинтересовался котёнок, своими острыми зубками погрыз тонкую плёнку.
В полночь позвонил сторож фермы, чтобы сообщить о проблеме с растёлом коровы-рекордистки. Отец Мишки поднялся с кровати и только сделал шаг, как почувствовал что-то скользкое на полу и услышал лёгкое похрустывание. Сначала подумал — наступил на детскую игрушку, которую вечером не подняли, но, когда включил освещение, увидел черные пятна улиток, которые расползлись по всему дому. Из-за шума поднялась мать, проснулся и Мишка.
— Что это? — строго спросил отец у сына. — «Французский проект»? Какой «Французский проект»?
Мишка молчал.
— Анна Сергеевна чему вас учит? Французскому языку?
— Истории. Она рассказала, что улитки за границей большой деликатес. В ресторанах Франции подают. За большие деньги. Мы собирали вчера их всем классом Я, пап, соберу их, завтра отнесу в ларёк. Их принимают для отправки за границу. За валюту.
— Не завтра понесёшь, а сегодня. И не в ларёк, а в мусорную яму, — отец строгим взглядом окинул атакованную улитками кухню и поспешил на ферму.
До утра Мишка с матерью собирали улиток, вытаскивали их из самых неожиданных мест, потом вынесли во двор и выбросили вместе с пакетом.
На обед мать приготовила борщ, поставила перед каждым тарелку. Семья дружно заработала ложками, и неожиданно отец поперхнулся. Мишка поднял от тарелки глаза: отец с брезгливостью оттолкнул от себя тарелку, вскочил со стула. Мать поинтересовалась причиной недовольства.
— И как она сюда пробралась? — рассматривала мать небольшую улитку в тарелке.
— Думаю, тебе пойдёт на пользу этот урок? — собираясь уходить, поинтересовался отец, голос его на этот раз не был столь суровым.
— Какой урок? — не понял Мишка.
— Французский урок.
— Не понимаю.
— Читать надо. Есть такой рассказ. «Уроки французского». Не читал? Там учительница с таким оболтусом вроде тебя на деньги играла. В стенку. Читать нужно побольше, а не сидеть часами перад компьютером. Тот игрок человеком стал, классиком литературы, а ты… Станешь ли? Может быть и да, и нет. Ну, работайте, прибирайте комнаты, наводите порядок, я и так опаздываю.
Если бы теперь спросили у Мишки, нравится ли ему ходить в школу, он, скорее всего, повторил бы слова отца, специалиста сельского хозяйства и знатока современной литературы, — «и да и нет».