Анатолий Омельчук. Россия начинается с восхода
Опубликовано в журнале Урал, номер 3, 2024
Анатолий Омельчук. Россия начинается с восхода. — Тюмень: ООО «Инфо-плюс», 2023.
Книги у этого автора выходят ежегодно. И всегда это документальная проза, причем каждая новая книга встает в ряд с предыдущими, их продолжая и дополняя. Тем самым вырисовывается нечто вроде персонального книжного жанра, приметами которого оказываются близкий к квадратному формат, дефицитная ныне мелованная бумага, многоцветная и разношрифтовая печать, последовательное сочетание буквенных абзацев с рисунками и фотографиями, причем, как в детских книгах, едва ли не на каждом развороте. При этом обеспечиваемая постоянным спонсором полиграфическая состоятельность востребована самим содержанием этих изданий. Меняются названия, персонажи, композиционные решения — и вместе с тем всякий раз это еще один урок родиноведения, еще одно признание в любви к своей родине. А родину надо не только любить — надо ее знать. Знать настоящее и прошлое, чтоб быть уверенным в ее будущем.
Филолог по университетскому диплому, журналист по трудовой книжке, писатель по складу своего дара, Омельчук, как бы ни был охоч до конкретики, будь то событие, будь то персональная чья-то судьба, всегда расположен к масштабности, символике, обобщениям. Упомянутый дар осознается им как поручение. Причем не столько от читателей, сколько от персонажей. Личности всем известные и становящиеся таковыми именно благодаря очередным книжным страницам, знаменитые и незаметные, современники и из далекого прошлого, земляки, что называется, по прописке и земляки по планетарной общности — их не счесть, потому и множатся омельчуковские книги.
Название новой — лирическое: «Россия начинается с восхода». А подзаголовок — аналитический: «Размышление азиата в первом поколении». Этим контрапунктом чувства и мысли, равно как и совмещением слова и изображения, и поддерживаются оригинальность и весомость издания.
Автор озаботил себя вопросом: зачем новгородский князь Александр Ярославич, потомками именуемый Невским, затеял хождение в Каракорум, столицу тогда монгольской половины мира, — мероприятие и по нынешним временам не из легких, а для XIII столетия чуть ли не беспримерное? Хождение это, как известно, что в ту пору, что в последующие (см., в частности, статьи Сергея Белякова и Антона Кизима об этом. — «Урал», 2022, № 10), оценивалось несопоставимо сдержаннее, нежели военное торжество князя на Неве и Чудском озере. Не будучи историком, А. Омельчук по праву литератора энергично опровергает подобные представления. Споря с Карамзиным и обнаруживая единодушие с евразийцами как первого, так и последнего призывов, автор книги настаивает на том, что длившийся более полутора лет поход «встречь Солнцу», в столицу Великой Степи, был стратегическим подвигом Александра, определившим — ни больше ни меньше — судьбу России.
Летописи на редкость лаконичны: «Ходи Александр в Канович» — а дальше начинаются только версии. И там, где виделось смиренное следование на поклон врагу, наш современник обнаруживает пример государственной прозорливости. Находя себе поддержку в работах Л.Н. Гумилева и в диалогах с питерским медиевистом Романом Соколовым и монголоведом из Бурятии Олегом Ринчиновым, Анатолий Омельчук разворачивает строчку летописи в страстные публицистические выкладки, согласно которым этот ситуативно вынужденный «азиатский маршрут», в результате которого Александр получил «небесный ярлык», не только обеспечил тогда сохранение суверенитета земли русской, но и многое предопределил в последующей отечественной истории.
Создатель книги убежден, что новгородским князем руководила, если воспринимать его действия в координатах не нескольких лет, а тысячелетия, забота о защите славянской идентичности. Эту защиту можно осуществлять и мечом, что полководец и продемонстрировал в битвах с ливонскими рыцарями и им подобными, а можно — и опираясь на дипломатическую мудрость. Славный военачальник предстает и дальновидным политиком — не частое, признаем, но крайне желательное для государственного мужа сочетание достоинств. Главный успех вершителя народных судеб — мир для находящихся под его началом, и Александр выиграл — на сей раз без кровопролитий — важнейшую не только для себя, но и для будущей России битву.
Порядок всегда и всюду обеспечивается силой. Но силой не единственно оружия, а и силой предвидения. Будучи правителем не идеальным, но гениальным, Александр, как настаивает автор, почувствовал перспективно повенчанную с безмерным этим пространством пассионарность, то евразийское единство грядущей России, что позволит ей в последующем стать страной двух (а были годы — и трех) континентов и трех океанов. В свою очередь, это предоставило возможность на страницах книги, принимая во внимание историческую будущность, удостоить князя титулом учредителя российской империи, что совсем не лишний раз оправдывает именование его как Александра Великого.
Азиатский сюжет для России начался именно в 1250-м. И, азиат в первом поколении, Омельчук осмысляет историю родной земли — государства, страны, родины, последовательно приводя новые и новые аргументы в пользу того, что «азиатская Россия», Россия Сибири и Востока, не менее значима и важна во всех смыслах, нежели «Россия европейская». Как России не быть без Европы, так и не быть ей без Азии. Когда-то А. Солженицын обмолвился стихотворными строчками: «Есть много Россий в России — / В России несхожих Россий». Только эта сложновариантность и позволит надеяться нашему разноплеменному и разноукладному евразийскому единству стать планетарным государством, в идеале прообразом мирового целого.