Рассказ
Опубликовано в журнале Урал, номер 2, 2024
Наталья Закожурникова — окончила Уральский педагогический университет. Пишет стихи и прозу, имеет более сорока публикаций в различных изданиях. Выпустила два сборника стихов, сборник рассказов. Живет в Верхней Синячихе, работает в школе учителем.
Публикация осуществляется в рамках проекта «Мастерские» Ассоциации союзов писателей и издателей России (АСПИР).
«Киса! Я давно хотел вас спросить
как художник художника:
вы рисовать умеете?» —
Илья Ильф и Евгений Петров,
«Двенадцать стульев»
(В редакции Марка Захарова)
Четверг начался, как обычно. Пока я умывалась, рассуждала о том о сём. С утра у меня преобладают философские настроения: жизнь течёт, как вода из крана, пенится и исчезает, как мыло с рук. Времена меняются вместе с зубной щёткой и всё такое прочее. Разглядывая в зеркале свою физиономию, подумала, что в субботу, а это через день, буду отдыхать. Ну, как отдыхать — варить, мыть, стирать, стелить, убирать, гладить, короче, предаваться всяческим женским увеселениям. Светит мне игра для девочек под названием «Золушка». Из раздумий вырвал телефонный звонок. «Чой-то как-то рановато?» — удивилась я. Ещё больше удивилась, увидев на дисплее, что звонок от моего директора. Обычно он меня не беспокоит по пустякам, тем более утром, так что в ответ на моё «привет, Иван Андреич! — я услышала милое «доброе утро, Наталья Васильевна»! Это меня слегка насторожило. Хотя директор и был довольно милым, но с утра в четверг это выглядело довольно подозрительно.
— В субботу соревнования, вы сможете участвовать? — сразу, с места в карьер (молодой наш директор, резкий) начал Иван.
— В субботу? В субботу, в принципе, могу — протянула я, вяло удивляясь, как мои мысли насчет предстоящей тусклой субботы облекли форму и уже стали трансформироваться в нечто более чем забавное.
— Вот и замечательно, я вас записываю! Нужна команда, два человека, мужчина и женщина!
— Хорошо, — ответила я. Перспектива игры в золушку окончательно пропала, и я слегка воодушевилась.
— В субботу, в девять! Жду! — сказал директор и чуть не бросил трубку, наверное, на радостях, что я согласилась. Так, стоп! А на что я согласилась? Соревнования, да ещё в паре, — наверное, какая-то эстафета, подумала я. Стало лестно, что меня приглашают, что прошла какой-то отбор, и я спросила:
— А кто мой партнер? В соревнованиях?
— Игорь, он согласен!
Игорь был у нас один, и он полтора месяца назад сломал ногу. Не то чтобы слегка, а капитально так, сломал бедро. Я представила, что мы с Игорем участвуем в парных соревнованиях по бегу на костылях, или же надо будет катить инвалидную коляску на скорости?
— А что мы с ним должны делать?
— Как что? Играть!
— Играть? — тут я окончательно запуталась. Игра с Игорем в паре на костылях не вязалась ни с одним из пришедших на ум видов спорта.
— Ну да, — не унимался разошедшийся Иван, — в шахматы!
— Так я, это, в шахматах только ходы знаю — удрученно выдавила из себя я. Перспектива стать субботней золушкой опять замаячила на горизонте.
— Это все, что нужно для игры в шахматы, поверьте мне, бывшему шахматисту! Наши конторские даже названий фигур не знают, не то что как они ходят! Я вчера офисных дам проверял: показал им коня — они сказали: «Ой, какая лошадка хорошенькая!» А про слона мне не поверили, какой же это слон, раз хобота нет! А соревнования обязательные, этап Спартакиады района! Вы, Наталья Васильевна, понимаете, у главы всё на контроле! Да и престиж предприятия, опять же.
— Ну, ладно, — промямлила я, — постараюсь.
— Уж конечно постарайтесь, Родина вас не забудет! — пошутил директор и, радостный, что собрал команду, отключился.
Я в задумчивости оделась, выпила кофе. По дороге на работу прикидывала, что и как. Ходы я знаю, это верно. Книжка детская по шахматам у меня есть, я её лет в восемь читала. Но вот играть… Ну не умею я масштабно мыслить! Пробежать там, отжаться или ГТО какое-то там сдать — это да, это пожалуйста. А вот шахматы… Я даже дочке своей семилетней проигрываю, а она, счастливая такая, кричит: «Мама, тебе опять детский мат!» А мне что детский, что взрослый. Мат, он мат и есть. Тоже мне, спорт называется!
С такими мыслями не заметила, как добралась до работы, а потом меня закрутила лихая круговерть событий, и я успешно забыла и про субботу, и про шахматы, и про квитанцию в почтовом ящике.
В пятницу, когда раздался звонок от шефа, я вспомнила, что же меня мучило со вчерашнего вечера. Завтра же соревнования!
— Ну, как настроение? — издалека начал директор.
— Да всё хорошо, спасибо, — осторожно ответила я.
— Завтра в девять приходите, мы на вас очень надеемся! — сказал Иван и назвал адрес.
— Да, конечно, буду с превеликим удовольствием! — пролепетала я.
— Ну, тогда до завтра! — И Иван Андреевич повесил трубку, а я призадумалась.
Назад дороги нет, отступать — не в моих правилах. Так что я смело загуглила «основные правила игры в шахматы». Начав читать нудную статью, которая начиналась с экскурса в историю шахмат и интересных картинок, я закрыла вкладку. Набрав новую, «как хорошо играть в шахматы», — с первых слов поняла, что надо 1) правильно расставить шахматы, 2) сходить е2-е4, если белыми, и е7-е5, если черными, и 3) развивать легкие фигуры, захватывая центр. Осознав, что знание — сила и победа почти в моих руках, я со спокойной совестью почитала книжку, посмотрела сериал, выпила пару чашечек чаю с вкусняшками и уснула, полностью подготовленная к завтрашнему дню.
Утром подумала, что надеть на мероприятие. В новом сериале «Ход королевы» героиня, чемпионка по шахматам, всегда носила что-то в клеточку. У меня в клеточку была только розовая фланелевая пижама. Решив, что такой фасон не подходит, надела полосатый свитер. В зал для игры пришла первая и в нерешительности застыла в дверях. В углу, с надеждой и облегчением, заметила фигуру в чёрном. Это был распорядитель игр, командир всех этапов Спартакиады Влад. Не Цепеш, но тоже в чёрном, со своеобразным чувством юмора. По национальности он был турок, а вёл себя порой, как индийский раджа.
— Здравствуйте, кого я вижу! Вы, что ли, Наталья Васильевна? Играть научились?
Я приосанилась и важно кивнула в ответ. Зал постепенно стал заполняться народом. Все выглядели по-разному, но самым колоритным был мой партнер по команде. Игорь вошёл с грустным лицом, тяжело вздыхая, вальяжно опираясь на костыли. Многие друг друга знали, а когда появились судьи и стали расставлять шахматы и доски, я совсем приуныла. Разрядила обстановку моя тёзка, истинная блондинка не только по внешности, но и по сути, Наталья. Она кинулась помогать судьям расставлять фигуры, так как не любила сидеть без дела и была вулканом, ну, если не страстей, то неиссякаемой бестолковой энергии и громкого хохота. Я, глядя на неё, тоже решила помочь. Когда мы закончили, то победно взглянули друг на друга, ибо круто справились, как прям настоящие специалисты! Тут же раздался крик: «Кто это сделал»? Это кричал мужчина в костюме, при галстуке. «Зачем? — продолжал он вопрошать, картинно воздевая руки. — Кто так смог поставить фигуры»?
— Я, — нимало не смущаясь, сказала Наташа.
— Вы? — язвительно сказал мужчина. — А позвольте узнать в таком случае, как вас зовут?
— Наташа, — ответила та и засмеялась.
— Ах, вот оно что, Наташа, — не удержавшись, улыбнулся тот в ответ. — Вот что я вам скажу, Наташа, вы, видимо, с шахматами не очень-то и дружите! — А это тоже вы? — спросил он, указывая на доски, которые выставляла я.
— Нет, это уже я, и меня тоже зовут Наташа, — пришлось сознаться мне.
— Ах, Наташи, ну что ж вы так! Нельзя ставить фигуры вверх ногами! — попенял нам мужчина и стал переставлять фигуры в понятном ему порядке.
«Подумаешь, — проворчала Наташка, — я последний раз в школе играла, главное, что слона с конём не перепутала, и ладно». Я согласно покивала и решила от греха присесть в уголок.
— А это вы зачем? — продолжил бушевать мужчина.
— О, это не нам, — сказала Наташка.
Пиджак потрясал шахматными часами над головами начавших играть для разминки парней. Забрав часы, он велел всем сесть тихо и не двигаться. Потом прошел к центральному столу и представился. Это был тренер по шахматам, спортсмен-разрядник и главный судья первой категории на наших соревнованиях Алексей Петрович Загорулько. В своей пламенной речи он кратко прошелся по истории шахмат, рассказал об основных правилах этой чудеснейшей игры, показал, как пользоваться часами, и рассадил нас по парам согласно командной заявке. Игорь страдальчески скривился и прокостылял на указанное ему место. Я пошла следом. Моей соперницей оказалась Наташка. Для начала мы сделали селфи на фоне шахмат, потом сфотографировали друг дружку и попросили Влада запечатлеть нас за игрой. Потом решили начать игру. У меня были белые, с первым ходом не было проблем, как учили, е2-е4! Стало совсем интересно — надо было после хода нажимать на кнопку часов и следить, чтобы время не кончилось. Партия состояла из десяти минут игрового времени у каждого. Я быстро загнала в угол Наташкиного короля и поставила мат. Вспомнив, как мы играли в детстве с братьями, я уронила короля на бок и подняла руку.
— Я всё, выиграла, король противника повержен, — радостно объявила подскочившему Алексею Петровичу.
— Это что, это как! Нельзя трогать короля, нельзя рубить короля! — Он замахал на меня руками, поднял черного короля, успев погладить ему бок. Потом быстро перевел часы и приказал: два хода назад, игра продолжается, партия не окончена. Играть по правилам!
После этого я сникла и долго думала над каждым ходом. Когда у меня кончилось время, мне засчитали поражение. Наталья не скрывала своей радости, я же загрустила. Игорь глянул на меня укоризненно — он-то выиграл почти идеально!
Следующую партию я решила провести по правилам — развивать легкие фигуры. Девушка напротив была очень милой, улыбаясь, «съела» моих коней, слонов, трёх пешек, ферзя. Когда я начала волноваться, она сказала: «Вам мат, спасибо за игру». Влад успел нас сфотографировать, но это меня уже не радовало. Мы снова пересели, мне досталось играть опять белыми с тихой женщиной Галиной. Настроившись, я собралась, согласно совету из интернета, выводить свои пешки в линию и, захватывая центр, вероломно напасть на короля.
— Мат! — объявила Галина на восьмом ходу.
— Мат, — обречённо согласилась я.
— Детский мат! — радостно, на весь зал, закричал подскочивший Алексей Петрович Загорулько. После первой партии с повержением шахматного монарха он не выпускал меня из виду, видимо, боясь, что я опять что-нибудь эдакое выкину.
Следующая партия была проиграна из-за нехватки времени, и дальше мне тоже не очень-то везло. Советы из интернета не действовали, мои соперницы отказывались делать глупые ходы, подставляться под моего ферзя и бояться моих пешечных атак. На последующем перемещении внезапно оказалась за пустым столом. «Вот, даже играть со мной никто больше не захотел», — уныло подумала я, ковыряя носком ботинка линолеум под столом.
— Наташа, у вас победа досрочно! — объявил невесть откуда взявшийся главный судья. — Дело в том, что ваша соперница не явилась, снялась с соревнований и поспешно куда-то ушла! Вам присуждается три очка!
— Спасибо, — удивилась я. — А могу пока выйти?
— Можете, отчего ж не можете, вы ж не ваш партнер по команде, — захихикал Загорулько. Встав из-за стола, я поплелась к выходу. Мне было немного грустно и оттого слегка необычно. Сев в коридоре на лавочку, я задумалась. Сегодня суббота, все пошло совсем не по плану! Эх, а если бы! Но тут мои размышления прервал гвалт голосов, и из-за двери выглянул Влад.
— Наталья Васильевна, хватит сидеть! Награждение, идите быстро в зал!
— Иду, иду! — И я пошла смотреть на лучших шахматистов нашего района, которые выиграли все игры, прочитав все умные книжки по шахматам, включая «Теорию и практику шахмат» Александра Панченко, и не исключено, что они все посещают шахматный клуб!
В зале люди стояли, сдвинув стулья, а судья Алексей Петрович Загорулько объявлял, кто какое место занял. Я задумалась, разглядывая его галстук в клетку, с забавными шахматными фигурками, изображавшими, по-видимому, детский мат. Вдруг меня подтолкнули, и я услышала свою фамилию.
— За второе место награждается команда в составе… — Тут называют мою фамилию и фамилию Игоря. Думая, что это ошибка, не хочу поначалу выходить на награждение. Но меня опять подталкивают в спину, и я выхожу на подиум вместе с Игорем для получения грамоты и медали за второе место. После общего фото подхожу к Владу, распорядителю игр.
— Никакой ошибки, всё верно! Это командный зачёт, а Игорь не проиграл ни одной партии, выиграв даже у прошлогоднего чемпиона района!
— Как так, наш Игорь?
— Игорь раньше занимался шахматами, а когда сломал ногу, за полтора месяца отточил своё мастерство практически до гроссмейстерского! — назидательно выговаривал мне наш индийский раджа. — И если хотите знать моё мнение, ваша игра была недостойна этой медали! Будь моя воля, я вам бы её не отдал!
— А кому бы отдал?
— Никому, но раз уж так решил главный судья, она ваша.
— Ну, уж нет, дудки! — сказала я. — Если бы меня не было, Игорю бы поставили баранку — за второго игрока! А так мои очки сыграли важную роль! Остальные наши дамы даже названий шахматных фигур не знают, не то что как конём или там слоном ходить! А пешка вообще, если захочет, может ферзём стать и короля победить! И у Наташки я всё равно почти выиграла!
В ответ Влад скривился и ничего мне не ответил.
Вечером мне позвонил директор и проорал в трубку:
— Я все знаю, поздравляю со вторым местом! Теперь-то мы точно выиграем Спартакиаду!
— А Влад сказал…
— Да плевать, что он там сказал. Главное, что вы молодец. Игорь тоже хвалил, говорил, что было здорово! Что-то там с королем!
— Да, спасибо, всё нормально!
— Ну, я верю в своих людей, — сказал Иван и отключился.
А я смотрела на медаль и думала, что главное — идти к цели, не падать духом и всё такое прочее. И да, у меня теперь есть учебник по шахматам, хоть я и знаю, как фигуры ходят!