Опубликовано в журнале Урал, номер 3, 2023
Юлия Медникова — родилась в Ленинграде, в 1991 г. была депортирована в Санкт-Петербург. Получила дипломы инженера и арт-терапевта, защитила диссертацию по экономике. Металась между карьерой ведьмы и сказочницы, но до сих пор работает руководителем проектов в «серьезной конторе». Любит играть в куклы, на гитаре, нервах, путешествовать во сне и наяву. Училась в литературной мастерской Андрея Аствацатурова и в «Creative Writing School». В 2021 г. у автора вышел сборник рассказов «Хроники трепещущей парадигмы».
А Олешко не знал
Семён давно уже стоял в прихожей казённой квартиры одетый и с портфелем в руках.
— Ну, пойдём уже. Скорее!
— Да я готов, всё. Не психуй, у нас ещё уйма время! Чуваши с поезда всё равно не успеют на совещание, будем их ждать ещё.
— Да мне наплевать на чувашей, я должен быть на совещании вовремя! А лучше — заранее.
Сумка с ноутбуком, куртка, последним движением поправить галстук, ключи — есть. До метро десять минут в направлении универсама, между магазином и паркингом. Тротуар с аккуратным поребриком по бокам (нет — бордюром, это же всё-таки Москва!) вилял между домами жилой застройки, иногда немного поднимаясь ступеньками в гору, иногда, наоборот, — сбегая вниз.
— Вот всё-таки интересно, Питер — он плоский, двухмерный. У нас всё квадратное и параллельное. А Москва — она какая-то другая, сложнее устроена, что ли. Не плоская и не параллельная. Иногда мне вообще кажется, что тут измерений больше. Даже не три.
— Угу.
— Нет, ну согласись!
— Угу.
— Нет, вот пойдём — покажу что-то.
— Боря!
— Ну, у нас ещё есть пять минут в запасе.
— Боря!
— Да ладно тебе, не пожалеешь! — Борис потянул Семёна за рукав в сторону от дорожки.
— Блин, Боря!.. Ладно. Вроде успеваем. С запасом вышли.
Быстро прошли через аллею, обогнули булочную, девятиэтажку, деревья расступились, и в лица ударил поток свежего воздуха.
В окружении тропического леса водопад в виде подковы с высоты сотен метров ронял струи воды. В свете низкого утреннего солнца облака брызг клубились, образуя густую дымку. Казалось, если её потрогать, она будет тёплой и плотной. Как ни странно, не было слышно рева воды, доносилось лишь едва слышное шипение, как в неисправном радио. Зато было отчетливо слышно, как жужжат насекомые и щебечут птицы. Огромные разноцветные бабочки садились на листья деревьев, замирали, и уже невозможно было разобрать — где бабочки, а где цветы. С ветки на ветку перелетали диковинные птицы с неимоверно длинными хвостами.
Семён вдохнул влажный ароматный воздух:
— Э-эх…
Два аккуратно подстриженных человека в галстуках стояли на краю обрыва, уставившись на водопад, и улыбались.
— Охренеть! Ты когда нашёл?
— В прошлый раз, когда был в командировке.
— А Олешко ездил в апреле — и ничего мне не сказал.
— Спорим, он не знает?
— Ага, точно не знает. Класс! Ладно, пошли, — Семён легонько сгрёб Бориса в охапку и потянул в сторону дорожки. — Мало времени.
Девятиэтажки вновь замкнулись за спинами, и коллеги в ногу зашагали к метро.
Нестрашный суд
Судья входит в зал, суд встаёт. Судья садится на своё место, делает знак присутствующим сесть. Смотрит на секретаря.
СЕКРЕТАРЬ СУДА (встаёт и прокашливается). Рассматривается апелляция защиты по делу Семёнова Михаила Гавриловича. Напоминаю, дело было взято в производство по ходатайству истца, Семёнова Михаила Гавриловича, однако после проведения расследования переквалифицировано в обвинение, был вынесен приговор. Приговор приведён в исполнение. Апелляция подана защитой в связи с тем, что в деле появились новые обстоятельства.
СУДЬЯ. Благодарю вас. Голубчик, извольте напомнить нам старые обстоятельства. Давно это было, и столько всего с тех пор… Зачитайте ходатайство обвиняемого (делает жест рукой Секретарю).
СЕКРЕТАРЬ СУДА. Жалоба опубликована в устной форме, вслух, громко на берегу Финского залива близ места силы № 3974 12 августа 2017 года. Истец сформулировал дословно следующее: «Боже, за что мне всё это? Как же оно всё задолбало! Да когда же я сдохну уже?!» По материалам запроса было проведено расследование.
СУДЬЯ. Господин прокурор, огласите отчёт о расследовании, пожалуйста.
ПРОКУРОР (встаёт). Следствие показало следующее.
Семёнов Михаил Гаврилович родился в 1975 году и про… про… попусту растрачивал свою жизнь на протяжении сорока четырёх лет и трёх месяцев.
В 1979 году не попросил у родителей красную деревянную машинку «как у Витьки», потому что побоялся отказа.
По настоянию родителей в 1984 году сменил место жительства и потерял контакт с судьбоносной личностью своей жизни Витькой, потому что ему было лень ездить на трамвае на другой конец города.
В 1992 году поступил в институт, находящийся в непосредственной близости от места проживания, не имеющий кафедры, способной раскрыть дхарму подсудимого.
СУДЬЯ. Чего-чего раскрыть способной???
ПРОКУРОР. Дхарму.
СУДЬЯ. Какая такая дхарма?
ПРОКУРОР. Здесь имеется в виду «свадхарма» — «личный закон». В переводе с санскрита — «долг». Совершенный образец индивидуальной жизни в соответствии с физической, ментальной и эмоциональной природой человека. Определяется личной кармой, отражающейся в расе, общине, физических характеристиках, здоровье, интеллекте, способностях и умениях, желаниях и склонностях, религии, сампрадайе, семье и гуру данного человека.
СУДЬЯ. Опять не слава богу…
Суд встаёт и повторяет хором: «Слава богу!»
СУДЬЯ. Да сидите, сидите. Господин прокурор, опять сампрадайя какая-то… Голубчик, какой санскрит? Какая сампрадайя? Вы где учились?
ПРОКУРОР. В Ари… (Обрывает себя на полуслове и опускает взгляд в пол.)
СУДЬЯ (укоризненно смотрит на прокурора). Где-где???
ПРОКУРОР. В Индии… в… э… давно.
СУДЬЯ. Голубчик, мы сейчас под юрисдикцией русского менталитета, давайте обойдёмся без иностранных словечек, а также будем пользоваться нормами здешнего права. Давайте как-то попроще… Господа, подскажите слово!
Голос из зала заседания: «Предназначение!»
СУДЬЯ. Ну вот, можем же! Так и говорите: «Просирал своё предназначение». Продолжайте, голубчик.
ПРОКУРОР. Благодарю вас, именно это я и имел в виду.
СУДЬЯ. Кстати, господин прокурор, а какое предназначение прописано у обвиняемого в заводских настройках?
ПРОКУРОР. Если кратко… то… «Всё понять и рассказать другим».
СУДЬЯ. Предельно ясно. Продолжайте, пожалуйста.
ПРОКУРОР. При выборе факультета руководствовался наличием блата, от профессии своей мечты отказался — решил, что она не сможет обеспечить стабильный заработок, а мечта может остаться хобби. До двадцати восьми лет, опасаясь призыва в Вооружённые Силы, не обращался в военкомат за военным билетом и не оформлял заграничный паспорт, в связи с чем про… про… пропустил две двери в пространственно-временном континууме, предоставляемые ему на выбор для реализации с… с… предназначения. Первая: во время перелёта над Тибетом самолёт с челноками, в котором должен был лететь Семёнов М.Г., совершил аварийную посадку в Непале, что способствовало бы постижению обвиняемым д… э… универсального закона бытия. Вторая: во время стажировки в Германии подсудимый мог жениться на престарелой аборигенке, скрасить её последние годы, а после смерти жены, лишённый необходимости добывать себе средства к существованию благодаря полученному наследству, посвятил бы себя чтению правильной литературы, медитации и постижению законов бытия. Короче тоже про… пропустил, в общем.
Чтобы избавиться от родительской опеки, в 1999 году женился на гражданке Федосеевой Е.А., 1979 года рождения, имеющей в собственности квартиру в городе N, расположенную в максимальном отдалении от родителей, а также от благоприятных земель, чем лишил себя на долгий срок доступа к знаниям. В 2004 году развёлся и женился на гражданке Кроликовой А.С., 1883 года рождения, по причине её беременности. В браке родился мальчик с генотипом, не располагающим к обучению и не пригодным для дальнейшей селекции. На данный момент работает в офисе с координатами… э… 59.993751, 30.37…
СУДЬЯ. Полноте, голубчик. Этак мы сегодня не закончим. Без подробностей.
ПРОКУРОР. Я понял, господин судья. Баловался графоманией, но ни одной книги не закончил. Потому что нет времени и сил реализовать идеи, в связи с тем, что вся… э… жизненная сила уходит на обиды на родителей, начальство, сослуживцев и семью. И на вас, господин судья. Кроме вышеперечисленного имеет список планов и долгов — денежных, кармических и прочих, записанных им собственноручно в приложении ColorNote для смартфона c ОС типа «андроид». Долги записаны в количестве 28 штук, в том числе:
купить транспондер для ЗСД;
отдать карточку METRO Серёге;
прочитать синюю книжку;
починить кран в ванной;
уйти от жены;
сходить в архив;
купить новые наушники;
съездить с сыном на рыбалку;
начать писать дневник…
И так далее. Полный список приобщён к делу.
В связи с результатами расследования и личной просьбой подсудимого/истца обвинение на прошлом заседании ходатайствовало о следующей мере пресечения: малигнизация клеток головного мозга с последующим развитием процесса в скоротечной форме.
Судья гневно стучит кулаком по столу.
ПРОКУРОР (некоторое время хлопает глазами, чешет голову, наконец его осеняет — и он радостно делает предлагающий жест руками). Рак.
СУДЬЯ. Понятно. Дальше.
ПРОКУРОР. Приговор был приведён в исполнение, однако вердикт обвиняемому ещё не оглашён. На 10 мая 2018 года назначено оглашение приговора подсудимому по результатам биопсии, взятой врачом высшей квалификации Парамоновым А.В.
СУДЬЯ. Понятно. Так… Дайте мне, пожалуйста, стенограмму запроса обвиняемого… Так, подписи штатных сотрудников и свидетелей есть… Акт о малигнизации клеток головного мозга? Есть… Договор о заборе анализов в клинике? Договор с лабораторией? Есть… Cрок ответа… (листает) послезавтра. Есть… Ну, всё в порядке.
Подсудимый оформлен в преисподнюю для недореализованных, график в соответствии с трудовым законодательством, помещение без кондиционера.
Ну, тут всё чисто, не подкопаешься. Во-первых, ресурсы зря расходует. Во-вторых, сам мучается сорок четыре года. Сам же просил… того… Приговор приведён в исполнение. Тут недоразумение одно осталось с бумажками только… Господин адвокат, что же вы хотите? Изложите суть апелляции.
АДВОКАТ. Истец — я настаиваю, не подсудимый, а истец! — на сегодняшний день реализовал большинство пунктов своего списка.
ПРОКУРОР. Протестую!
СУДЬЯ. Ну, что там ещё?
ПРОКУРОР. Ничего себе, «плюсик он себе заработал», список дел, обещанных самому себе, выполнил! Бросил жену с маленьким ребёнком!
АДВОКАТ. Ничего подобного. Во-первых, ребёнок не маленький, а достигший частично дееспособного возраста, имеются удостоверения личности местного образца. Во-вторых, согласно инструкции по эксплуатации к туловищу подсудимого, функция отцовства в данной модификации не предусмотрена. Вообще не факт, его это сын или нет. Экспертиза не проводилась. И то, что он его до четырнадцати лет дотянул, — подвиг в ущерб его личной д… реализации как личности. А у его жены, гражданки Кроликовой, между прочим, в следующем году, когда Солнце войдёт в знак Овна, открывается окно второго брака, который может быть очень удачным. Она будет очень счастлива, наконец, у неё родится девочка, имеющая большую ценность для популяции. Отчим же научит отпрыска подсудимого пользоваться перфоратором, возьмёт с собой в спортзал, а также даст в глаз, когда тот нахамит матери. Если бы Семёнов её сейчас не бросил, ничего этого не было бы.
СУДЬЯ. В знаке Овна, говорите… А вы, стало быть, в Китае учились?
АДВОКАТ. Так точно, господин судья. Стажировался.
СУДЬЯ. М-да… Аргумент… Не Китай, а насчёт того, что даст в глаз… Секретарь, инструкция по эксплуатации туловища подсудимого в деле присутствует?
СЕКРЕТАРЬ СУДА. Так точно, ваша честь. Приобщена к делу установленным порядком.
СУДЬЯ. Дальше! (Указывает пальцем на адвоката).
АДВОКАТ. Подсудимый уволился с работы. В данный момент таксует. Записывает беседы с пассажирами, пишет рассказы и рассылает на литературные конкурсы. Вчера пассажир случайно забыл у него в салоне хорошую книжку.
СУДЬЯ. Что за книжка?
АДВОКАТ. К делу ещё не приобщена, но книжка хорошая.
Судья даёт знак продолжать.
АДВОКАТ. Ещё истец подал заявку на литературные курсы… Чудесным образом информация об этом факте исчезла из отчёта прокурора.
Прокурор краснеет как рак.
СУДЬЯ. Это его так страх перед результатами анализов встормошил…
АДВОКАТ. Нет, господин судья, заявка подана за неделю до начала производства по делу. Ни о какой онкологии речи тогда ещё не шло.
СУДЬЯ. А почему не доложили?
ПРОКУРОР (виновато лебезит). Так пока на входящий поставили установленным порядком, отсканировали, в базу занесли, потом пять отделов согласовывали…
СУДЬЯ. Ладно, ладно, я понял. Как всегда… Из-за бюрократии человека угробили… Но этого всё равно мало, а приговор уже приведён в исполнение. Не учить же их там онкологию лечить… Апелляция отклоняется. Решение окончательное, обжалованию не подлежит (ударяет молотком по столу).
АДВОКАТ. Но господин судья!
СУДЬЯ. Всё, я сказал! Ритуал соблюдён — молоток ударил.
АДВОКАТ. Но ваша честь, вы же сами сказали, что по данному процессу мы находимся под юрисдикцией Российской Федерации и должны руководствоваться местными правилами и нормами. Местным судейским корпусом молоток председателя — церемониальный предмет, символизирующий право на окончательное решение, — не используется. Источник — открытая энциклопедия Википедия, статья отредактирована 15 марта 2018-го, в 20:32. А значит, ничто не мешает вам продолжить рассмотрение дела после удара молотка.
СУДЬЯ (в гневе). Я здесь судья, я здесь решаю, окончательное это решение или нет! Я — бог, в конце концов! Вообще всё решаю только я!
АДВОКАТ. Несомненно, ваша честь! Вы — бог. Всемогущий и справедливый. И никто, кроме вас, не может пересмотреть собственное решение, если нужно принять другое — более справедливое, прославляющее ваши могущество и мудрость. Нам тут вообще, по сути, всё равно. Обижаться потом опять на вас будут…
СУДЬЯ (в смятении). Лаааааадно… Что там у вас ещё?
АДВОКАТ. С момента взятия биопсии подсудимый выполнил все пункты из списка планов, за исключением одного.
СУДЬЯ. Не смешите меня! Ещё что-то есть?
АДВОКАТ. Есть.
СУДЬЯ. Конкретнее!
АДВОКАТ. Ещё он молится.
СУДЬЯ. Ну, вот это уже серьёзно. А кому молится?
АДВОКАТ. Как кому, господин судья? Вам!
СУДЬЯ. МНЕ?! Мне… Это хорошо. Значит — передумал? Значит — хочет остаться? Ну, слава богу!
Суд встаёт и хором повторяет: «Слава богу!»
СУДЬЯ (довольно кивает). Слава мне! Благодарю вас, садитесь. (Делает знак суду). Ну и что у него из долгов осталось, говорите?
АДВОКАТ. «Отдать карточку METRO Серёге». Встреча с Серёгой назначена на завтра, то есть этот пункт будет выполнен до дня оглашения приговора.
СУДЬЯ. Да что за карточка, проездной, что ли?
АДВОКАТ. Никак нет, господин судья. Скидочная.
СУДЬЯ. А что, Серёга этот сильно пострадал от отсутствия карточки?
АДВОКАТ. Никак нет, ваша честь. Гражданину Сергею карточка ни разу не понадобилась. Он несколько раз вспоминал о ней, но лишь в контексте планов на чрезмерное употребление алкоголя, по традиции связанное с визитами подсудимого. В принципе, подсудимый благоприятно влиял на своё здоровье и здоровье Сергея, оттягивая возврат карты.
СУДЬЯ. Понятно. И что же нам теперь делать? Как нам исправить эту судебную ошибку? Приговор приведён в исполнение, хотя и не оглашён подсудимому… Тьфу, истцу… Да я уже и не знаю…
***
Михаил очнулся на газончике. Голова болела, мутило. Пощупал карманы — бумажника не было. Мобильник?.. На месте.
— Ууууу… Ну, вот за что мне всё это? То анализы эти, то по голове шарахнули и ограбили. Вы там определитесь уже, как я сдохну!..
Миша с усилием сел на землю и потрогал голову рукой. Посмотрел на ладонь — на ней была кровь.
— Ууууу…
Мобильник вздрогнул, раздался звук взведённого затвора. Миша утёр лицо рукавом и достал телефон из кармана.
«Одно новое сообщение от ХевенЛаб».
— Э, нет-нет-нет, погодите. Как новое сообщение?! Ещё не пора. Сказали же, что десять дней анализы делают. У меня ещё целый день остался… Так нечестно. Я же не успел ещё карточку отдать! Я же уже договорился с Серёгой!!! Так нечестно!!!
Миша ещё раз утёр лицо и открыл текст сообщения.
«Уважаемый Михаил Гаврилович! Лаборатория «ХевенЛаб» приносит Вам глубочайшие извинения, но в силу непредвиденных обстоятельств материал, взятый у Вас для анализа 08 мая 2019 года, оказался непригодным для лабораторных исследований. Просим обратиться в обслуживающую Вас клинику для повторного забора материала. Расходы на данную манипуляцию берёт на себя «ХевенЛаб». Ещё раз приносим Вам свои извинения, будьте здоровы!»
На экране мобильника были две трещины: одна вдоль, другая поперёк.
— Вот уроды… Это опять… — При воспоминании о «заборе материала» Михаил содрогнулся. — И опять ждать результаты и психовать? Да гори оно всё огнём! Сдохну так сдохну. Когда надо, тогда и сдохну… Хоть поживу напоследок в своё удовольствие пока. Ладно хоть мобильник цел — теперь такси вызвать можно. Слава богу!
В голове Миши возник странный грохот и многократным эхом отозвались слова «Слава богу!».