Женя Декина. Кропаль. — «Дружба народов», 2021, № 8
Опубликовано в журнале Урал, номер 2, 2022
Женя Декина. Кропаль. Роман. — «Дружба народов», 2021, № 8.
Кажется, всё это — лишь увлекательная настольная игра. Бросаешь кубик и гордо шагаешь вперёд. Победа близка. В итоге, как назло, попадаешь именно на ту клеточку, где написано: «Пропусти ход», «Вернись на двадцать шагов назад», а то и вовсе «Начни игру сначала». И победа опять достаётся другому… Главный герой романа Жени Декиной «Кропаль» — туго набитый свёрток, совершающий увлекательное путешествие из Средней Азии в российскую столицу. Он переходит от одного игрока к другому, обещая богатство и счастье, желанную победу. Однако на деле лишь разрушает жизни. С каждым новым броском кубика очередным игроком разрушений становится всё больше и больше. «Так, играя в “Джуманджи”, я не могу не гореть…»
Открывается повествование прекрасной картиной: над долиной вечных снов, растений и цветов летит гордый орёл. Звучит старинная легенда, в которой появляются параллели с богом и дьяволом. И уже в начале романа дьявол забирает первую жертву — на конопляном поле погибает ребёнок… В том самом свёртке, что будет менять своих хозяев на протяжении всего сюжета, — наркотики. К дьяволу отправятся многие персонажи — роман наполнен смертями. Более того, на некоторых мертвецах автор намеренно задерживает внимание, рисуя страшные и при этом очень точные и запоминающиеся детали. Каждая смерть в «Кропале» имеет свой вкус, цвет, запах и голос. Вот история из детства молодых монголов Тэнгиза и Рустэма: первый будто бы случайно столкнёт с обрыва в реку знакомого мальчишку: «тот ухнулся и выплыл через пару метров — мёртвым. Тэнгиз и Рустэм достали его, но помогать было бесполезно — посреди лба у него был мясной пролом, из которого сочилось». Второго спустя годы убьёт другой персонаж — Хорёк. Так Рустэм станет второй жертвой свёртка-путешественника. Сам же Хорёк будет вспоминать другой труп — случайно обнаруженного им мертвеца Мотю: «Мертвое тело Моти, подсохшее на летнем сквозняке, пахло такой сладкой гнилью, что Хорька чуть не стошнило. Но он не убежал, а принялся его рассматривать. Поразила поза Моти. Видимо, он забрёл сюда, побродил, а когда решил выйти, забыл, откуда пришёл. Так и остался цепляться за решётку вентиляционного люка, смотреть на свет и звать на помощь. Так и умер. Как моль, которая летит на свет. А выход — вот он, всего через пару метров за углом. Казалось бы, чего с него взять, — “психический”. Но Хорёк, глядя на него тогда, понял, почему мамка не уходит от пьющего отчима, почему повесилась молодая и красивая литераторша и почему сам Хорёк бегает в шестерках у Фархата».
Фархат — бандит, наркобарон местного пошиба. Человек, имеющий власть над людьми, право сильного. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Классический вопрос в той или иной форме задают себе все персонажи «Кропаля». И что удивительно, слабых людей, посягнувших на чужую жизнь, убийц и преступников начинаешь жалеть, сочувствовать им. Причина появления таких читательских чувств — истории судеб героев, которые рассказывает Женя Декина. Ведь многие их них были хорошими ребятами: отлично учились в школе, чем-то увлекались, строили планы, мечтали о большой и чистой любви. Кое-кто даже успел жениться, завести ребёнка. Но наркотики разрушили всё. Так что же, выхода нет? Каждому хочется, как говорится, пожить по-человечески, на полную катушку: не считать копейки, не думать об ипотеке, с лёгкостью покупать всё, к чему лежит душа. И ведь все знают, что у некоторых-то это получается. Есть те, кто имеет и деньги, и власть. Наркобарон Фархат как раз из таких. Вроде не особо красивый, не особо умный, не особо сильный, но — победитель. Почему? «Качайся всю жизнь, изучай единоборства, туши об себя сигареты, рви рубаху на груди, а победит всё равно альфа. Нипочему. Просто такая комбинация генов. Впрочем, это касается открытого боя, а военную хитрость никто не отменял». С этой точки зрения выходящие в России и других странах многочисленные мотивационные пособия, авторы которых пытаются учить, как обрести деньги и власть, абсолютно бесполезны. Правила игры совсем другие. Описанный в романе Декиной мир наркоторговцев вполне можно было бы заменить, скажем, на мир большого бизнеса или мир чиновников, где тоже действуют свои негласные законы. «Нет, дружок, это Россия. Никто с тобой конкурировать не будет. Или ты сразу ложишься под систему, уважительно подставляешь зад и крепчаешь, или — извините, вы нам не подходите…» Своя система сдержек и противовесов действует везде. Даже сам Фархат оказывается поборником справедливости и противником наркотиков, однако отказаться от преступного бизнеса персонаж не может. «Фархат и сам часто думал о том, как убрать наркотики совсем, но это было нереально. Если он запретит — его тут же грохнут — большая часть денег общака — это доля с наркоторговли. Если отдаст эту кормушку кому-то другому, чтобы не возиться, то опять начнется мак, химия и, главное, герыч, от которого спасения нет. И шесть лет впустую. Шесть лет работы над поставками дешёвого гашиша, шесть лет незаметного вытеснения героина с рынка — тёрки с ментами, подставы, цены. Ребята, героин — это дорого, неудобно и опасно. Курите гашиш! И всё равно полностью не убрать. Слаб человек. Не живётся ему нормально — вечно водки подавай, сигарет, баб и прочей наркоты». Герои-преступники, герои-убийцы вызывают даже определённую симпатию. Россия… Добро с кулаками и извечная ненависть к богатеньким. Не зря в конце 1990-х национальным героем у нас стал Данила Багров…
Можно ли, забрав жизнь и деньги у другого человека, выстроить на этом собственное счастье? Подобный вопрос в разных вариациях с добавлением или отниманием ряда условий Женя Декина ставит перед большинством персонажей «Кропаля». И ответ почти всегда одинаков: отобрав счастье у другого, своего не построить. Исключение в романе, пожалуй, лишь одно. Это линия Ваньки и Даши. Лишившись свёртка с наркотиками, они сохранили жизнь и свободу. Кто знает, может, теперь и счастье у них появится? Ванька как раз олицетворяет добро с кулаками. Хорёк подсадил его брата на наркотики, тем самым полностью разрушив его будущее — Ванька убивает Хорька. Убийцу все понимают и прощают: вот он — эффект Данилы Багрова. «Но плюс все же был — еще долго школьникам никто дурь продавать не посмеет. До нового Хорька. И, может быть, в этот просвет между хорьками успеет вырасти чей-нибудь ещё братишка». Рядом — история о том, как трогательно Ванька выхаживает больную маму: «Ванька приматывал матери к коленям капустный лист, растирал настойкой лопуха на спирту и даже ставил компрессы из желчи. Вставать она начала уже через неделю…» Да и Дашу именно он вытащил из того болота, в котором девушка погрязла.
Вообще женские образы в «Кропале» заслуживают отдельного разговора. Судьбы героинь схожи. На примере каждой из них Женя Декина показывает жизнь простой русской бабы из маленького городка в разном возрасте. Начнём с плачущей старшеклассницы, которую решил защитить Фархат. Девочке хочется, чтобы рядом был по-настоящему крутой парень. Пока лишь для того, чтобы покрасоваться перед друзьями-сверстниками: посмотрите, с кем я! Вырастает такая школьница — и превращается в Дашу. Желание просто покрасоваться давно ушло: теперь хочется, чтобы рядом был достойный и надёжный мужчина, — но таких на всех не хватает. Приходится жить не с право имеющими, а с тварями дрожащими. Свою дрожащую тварь женщина принимается нещадно пилить, пытаясь исправить, — и вот уже на сцену поднимается жена Юры, демонстрируя жалкое семейное существование. Уже понимаешь, что муж либо уйдёт, либо сопьётся, либо сторчится, и женщина вновь останется одна. Отрадой для такой обобщённой героини должны стать дети. Но тут мы возвращаемся к тому, с чего начали. Сын гибнет или попадает в тюрьму. Женщина опять одна. Выхода нет. А виной тому кропаль — так на сленге называют порцию наркотиков.
Роман Жени Декиной — переплетение горьких судеб. Погоня персонажей за счастьем, как правило, завершается могильным холмиком. Был мальчик — нет мальчика. Игра снова победила. Или выход всё-таки есть? «Ключ поверни — и полетели…»