Из истории Первоуральского краеведческого музея (1936–1954 годы)
Опубликовано в журнале Урал, номер 9, 2021
Алексей Карфидов — краевед, старший научный сотрудник Невьянского государственного историко-архитектурного музея. Постоянный автор «Урала».
Первый вопрос, который может возникнуть при чтении этой публикации, почему я, сотрудник Невьянского музея, решил написать об истории краеведческого музея в Первоуральске. Чтобы ответить на него, дам небольшое пояснение.
Последние несколько лет занимаясь изысканиями в областных архивах, мне удалось реконструировать историю Невьянского музея довоенного периода (его история после Великой Отечественной войны известна достаточно хорошо). В процессе исследования выяснилось, что одна из заведующих музеем, Александра Герасимовна Вогулкина (она возглавляла учреждение с 1927 года до начала 1930-х годов), позднее руководила музеем города Первоуральска. Занявшись изучением «первоуральского периода» биографии А.Г. Вогулкиной, в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО) я обнаружил большой массив документов по истории Первоуральского краеведческого музея.
Естественно, работая над этой темой, я обратился и к первоуральским краеведам. Ответ немного разочаровал — оказалось, что не сохранилось практически никакой информации как об истории местного музея (по архивным данным, в середине 1950-х годов он был закрыт), так и о деятельности А.Г. Вогулкиной в качестве его заведующей.
И если работа над воссозданием биографии А.Г. Вогулкиной еще продолжается (в частности, за последние месяцы до начала пандемии удалось проследить ее связи с Нижним Тагилом и Кудымкаром), то выявленные архивные материалы позволяют достаточно полно представить историю Первоуральского музея в 1930–1950-е годы.
1936–1945 годы: становление музея
В начале 1930-х годов Первоуральск, получивший статус города, превратился в один из крупных промышленных центров Урала. Появились новые промышленные предприятия. Увеличилось число дошкольных, школьных и внешкольных учреждений: детских садов и средних школ, появились клуб пионеров, кинотеатр, детская техническая станция. Но мечтали первоуральцы и о музее, в котором была бы отражена история местного края…
9 июня 1933 года в местной газете «Под знаменем Ленина» экономист Первоуральского райплана М. Рубец опубликовал статью под названием «Организовать в районе краеведческую работу». В ней он писал: «К сожалению, краеведческая работа в нашем районе до сих пор не развернута… Школы этой работы не проводят. Приходится удивляться, что в нашем районе нет не только краеведческого музея, но даже нет и краеведческой организации. Поэтому отдельные товарищи энтузиасты краеведы проводят эту работу без всякого руководства и помощи.
Такое положение в условиях индустриализирующегося Первоуральского района в дальнейшем нетерпимо. Необходимо немедленно организовать в районе центральный краеведческий музей…»1
Его призыв был услышан. В 1936 году в Первоуральске был открыт краеведческий музей. Эта дата приведена в «Паспорте Первоуральского краеведческого музея на 1950 год»2.
Подобные «Паспорта» (своеобразные описания учреждения и отчеты о его деятельности) заполняли все учреждения культуры тех лет (несколько таких «Паспортов» хранятся и в фондах Невьянского музея).
В «Паспорте» указано название учреждения — Первоуральский краеведческий музей, его адрес — город Первоуральск, площадь К. Маркса и дата основания — 1936 год. В графе «Владения музея» написано «усадьба», а в графе «Основные постройки» — «экспозиционный зал». Отапливали музей 8 печей. В графе «Другие пользователи музея» сказано, что «в этом же здании располагается колбасная фабрика, которая занимает восточную часть здания».
Более развернутая информация приведена в графе «Здания музея»: «1793 год, одноэтажное каменное здание, 325 м2, в нем отдел природы и отдел советского периода, отопление печное, освещение электрическое, водопровода и канализации нет, причем здание нуждается в капитальном ремонте, помещение, в котором находится экспозиция, малопригодно (279 м2), фондохранилище непригодное (20 м2), библиотеки, рабочих кабинетов нет».
Что же это за историческое здание 1793 года постройки, в котором размещался музей, сохранилось ли оно?
По словам первоуральских краеведов, речь идет о каменном здании бывшего Петропавловского храма, снесенном в 1970-е годы (только дата его строительства не совпадает с указанной в документе).
Дальше в «Паспорте» приведена информация о музейных фондах. Собранные в них предметы старины были разделены по коллекциям: металл, дерево, оружие, ткани, живопись, фотографии, печатные издания. Однако понять количество предметов в каждой коллекции и общее количество предметов в фондах трудно, так как все цифры не один раз перечеркнуты, а общая сумма не сходится.
Дана информация по посетителям: в 1950 году музей посетили 2639 человек, для 487 человек проведено 16 экскурсий.
В штате музея числились директор, научный сотрудник, техничка. Стаж работы директора составлял меньше 5 лет (эту должность уже занимал другой человек, не А.Г. Вогулкина, о чем я напишу ниже), образование среднее; стаж работы научного сотрудника — меньше года, образование — высшее.
Еще один интересный документ — «Домовая книга для прописки жильцов, проживающих в доме краеведческого музея»3.
То есть в здании музея находилась не только колбасная фабрика, но и были устроены квартиры. Среди жильцов за несколько лет указаны сотрудники музея, учителя, врачи, рабочие. Первой прописана А.Г. Вогулкина — 3 мая 1940 года. Возглавляла ли она учреждение с этого времени или в этом году поселилась в здании музея?
Кстати, упоминание о том, что в музейном здании находились квартиры, я нашел еще в одном документе — отчете о работе музея за 1951 год. В этом году в здании музея была «проделана дверь в освободившиеся из-под жилья комнаты, которые предназначены для отдела природы»4.
Документы за предшествующий период сохранились не в полном объеме. Но и в них можно обнаружить некоторую информацию о деятельности Первоуральского краеведческого музея.
Например, согласно смете на 1941 год, бюджет музея составлял 14 тысяч рублей. Из них на выплату заработной платы было запланировано 6888 рублей (зарплата директора составляла 300 рублей в месяц, научного сотрудника — 200 рублей и технички — 65 рублей). Затраты по административно-хозяйственной части должны были составить 3900 рублей, еще 1100 рублей заложили на содержание живого уголка. Остальные деньги шли на закупку экспонатов, литературы5.
В годы Великой Отечественной войны Первоуральский музей вносил свой вклад в оборону страны. Директора детских садов, школ и музея организовывали своих подчиненных для участия в весеннем севе картофеля и других овощей (заведующий гороно утверждал план посева на каждое подведомственное учреждение). За каждым учреждением был закреплен земельный участок. Работали и в зимний период, изготавливали различный инвентарь: вилы, грабли, деревянные ящики6.
1 апреля 1943 года была установлена новая входная плата в музей: для взрослых — 1 руб. и для школьников — 50 коп. 50 коп. стоило и проведение экскурсии7.
2 октября 1943 года по приказу заведующего гороно 150 листов кровельного железа, заготовленные в музее для ремонта, были переданы школе № 11, пострадавшей от пожара, с обязательством последующей закупки школой такого же количества железа для музея8. Упоминание о том, выполнила ли школа свое обязательство перед музеем, в документах отсутствует.
Сканы двух документов из Первоуральского городского архива в ответ на мой запрос по А.Г. Вогулкиной мне прислала руководитель местного Центра краеведения Н.М. Демина (правда, без указания точного адреса хранения).
Первый документ датирован 9 июля 1941 года. В этот день состоялось заседание исполкома Первоуральского городского Совета депутатов трудящихся, на котором было отмечено, что «за последние два года музеем проведена значительная работа. Однако в работе музея имеется ряд недостатков: все еще слабая посещаемость, недостаточная связь с предприятиями, недостаточно отражена история нашего города».
Отмечу в скобках, уже полмесяца шла война, но руководители города в этот тяжелый период не забывали и о культуре (у нас в Невьянске с началом Великой Отечественной войны краеведческий музей был закрыт, а возродили его лишь в 1947 году).
Исполком горсовета постановил: «Поручить директорам заводов и руководителям предприятий систематически предоставлять музею материалы, макеты и модели для пополнения отдела социалистического строительства. Обязать директора музея тов. Вогулкину организовать лекционный зал… установить тесную связь со школами, экспонаты музея использовать в качестве наглядных пособий в учебных занятиях школ».
Вместе с тем депутаты одобрили «инициативу т. Вогулкиной об организации живого уголка при музее», поручив местному торгу «обеспечивать музей нарядами на продукты питания для животных из отходов».
Следующий документ из Первоуральского городского архива относится к послевоенному периоду. 5 июня 1945 года исполком горсовета рассмотрел вопрос «О состоянии научно-просветительной пропаганды в городе», отметив, что «эта работа в полной мере не развернута, учителя, инженеры, врачи очень редко выступают с лекциями». Был принят ряд решений «об усилении работы лекторского бюро».
Некоторые из решений исполкома касались работы городского музея: «Обязать директора музея тов. Вогулкину вынести живой уголок из помещения на улицу и расширить его. Зав. горкомхозом тов. Дрягину создать для этого необходимые условия — сделать ограду.
Ввиду того, что прачечная горкомхоза находится в здании гормузея, а музей необходимо расширить, просить исполком Свердловского Облсовета план по стирке вещевого довольствия спускать в другие районы и города области.
Обязать нач. гормилиции тов. Качусова обеспечить очистку территории вокруг музея от мусора и свалки. Зав. горкомхозом тов. Дрягину благоустроить эту территорию.
Обязать зав. горторготделом тов. Ботвинова выделить материал на спецодежду работникам музея и горбиблиотеки.
Обязать зав. культурно-просветительным отделом тов. Сыромятникова и директора гормузея тов. Вогулкину усилить работу по организации коллективных экскурсий в музей.
Обязать директора гортопа тов. Медведева обеспечить библиотеку и музей дровами — библиотеку в количестве 150 м3, музей — 250 м3».
Некоторая информация о деятельности Первоуральского музея приведена в местной газете «Под знаменем Ленина» (немногочисленные сохранившиеся подшивки газеты тех лет я просматривал в областной библиотеке имени В.Г. Белинского). В частности, 6 апреля 1945 года газета сообщала: «В городском музее открыта новая выставка, посвященная книге товарища Сталина «Отечественная война Советского Союза». Выставка имеет 7 разделов и помещена на 54 щитах»9.
1945–1954 годы: послевоенная история и ликвидация музея
Послевоенный период истории Первоуральского краеведческого музея в областном архиве отражен более полно. О «Паспорте музея» и «Домовой книге» я уже упоминал. Также в архиве был обнаружен еще один документ — «Книга распоряжений по отделу культпросветработы за 1949 год»10. Музей, как и другие учреждения культуры, в эти годы подчинялся заведующему отделом культурно-просветительской работы.
Процитирую приказы, касающиеся деятельности краеведческого музея (кстати, в них неоднократно упоминается и А.Г. Вогулкина). Может быть, первоуральцы в перечне фамилий, упомянутых в документе, увидят фамилии своих родственников.
Приказом от 5 января 1949 года «техничка музея Федосеева Татьяна Евдокимовна с 1 января 1949 года переведена в городскую библиотеку сторожем с окладом 185 рублей в месяц». 16 февраля Т.Е. Федосеева вернулась на должность технички (из библиотеки ее уволили по сокращению штатов).
Приказом от 15 февраля «уборщица музея Пластеева Е.С. с 7 февраля уволена по собственному желанию». На ее должность была временно принята В.С. Сосунова.
А вот и приказ, касающийся А.Г. Вогулкиной. 12 марта Александре Герасимовне был предоставлен очередной месячный отпуск до 8 апреля.
15 июня в Первоуральском музее был закрыт живой уголок, а вслед за этим поступило распоряжение «в связи с ликвидацией живого уголка уволить уборщицу музея Федосееву Т.Е.».
В конце июня был предоставлен отпуск научному сотруднику музея О.Ф. Волкову, а месяц спустя, в начале августа, в отпуск вновь ушла директор А.Г. Вогулкина.
Через две недели, 17 августа, Вогулкина была вызвана из отпуска «в связи с передачей музея».
Это распоряжение поясняет следующий приказ от того же 17 августа: «1. На основании письма из областного отдела культпросветработы от 14/VIII-49 г. за № 210 освободить тов. Вогулкину от обязанностей директора музея.
- На должность директора музея с 18 августа назначается Курис В.
- Тов. Вогулкиной сдать музей до 25 августа, а тов. Курис принять. Составить акт в 4 экземплярах».
На следующий день была создана инвентаризационная комиссия в составе бухгалтера горфо Носовой, заведующего отделом культпросветработы Чудова и нового директора музея Куриса.
На этом деятельность А.Г. Вогулкиной на посту директора Первоуральского музея завершилась. Дальнейшая ее судьба пока неизвестна.
Но я продолжу листать книгу приказов по отделу культпросветработы.
10 сентября поступило распоряжение «освободить от должности научного сотрудника музея Волкова на основании поданного заявления». Вместо него на должность научного сотрудника с испытательным сроком в один месяц была назначена З.А. Котова. Но и она «на основании поданного заявления освобождена от работы с 1 января 1950 года».
Завершает 1949 год приказ от 28 декабря: «За самовольное закрытие музея в течение трех дней, не имея на это никакого основания, за нарушение плана экспозиций в музее и за антисанитарное состояние музея директору тов. Курис объявить выговор. Предупредить тов. Куриса, что при повторении подобных случаев будут приняты более строгие меры».
Еще один важный источник по истории Первоуральского музея — отчеты о работе учреждения. В архиве я обнаружил отчеты за 1950, 51-й, 52-й и 53-й годы. Проанализирую первый из них11.
Экспозиция музея состояла из двух отделов: социалистического строительства и природы.
В отделе социалистического строительства были отражены история и современность Первоуральска, пятилетний план развития города, представлены стенды крупных заводов (Хромпиковский, Динасовый, Старотрубный и Новотрубный), а также витрины с продукцией Промкомбината, швейной артели и других небольших предприятий и артелей.
В отделе природы были представлены чучела хищников, грызунов и птиц. Живой уголок уже не действовал.
Были указаны часы работы музея: с 12 до 17 часов.
За 1950 год Первоуральский музей посетили 3129 человек. Было проведено 37 экскурсий: для учащихся средних школ — 29, для учащихся школ ФЗО — 3, для рабочих — 5. Прочитано 8 лекций.
При этом музей работал неполный год — в течение 78 дней он был закрыт на ремонт.
За отчетный период на учет в фонды было поставлено 126 экспонатов: 78 образцов труб, 20 фотографий лучших людей завода, 28 образцов руды.
В библиотеке музея числилось 948 книг.
Согласно штатному расписанию, в музее работали два человека: директор, стаж работы которого в учреждении составлял два года (это В.С. Курис, сменивший на посту руководителя А.Г. Вогулкину), и научный сотрудник (работал по совместительству) со стажем работы один год.
При музее действовал музейно-краеведческий совет. В него входили кроме директора учреждения учителя местных школ А.Л. Аксенова, Н.Г. Сосоева, Т.Л. Баранов, В.И. Буракова, А.Ф. Волков, председатель горплана горисполкома и по совместительству научный сотрудник музея С.Е. Леринман, инженер Н.И. Ляписов и лесник И. Стахов.
Также при музее работали два кружка — друзей музея и «Глобус».
Интересно сравнить информацию о работе музея в 1950 году с данными из отчета за 1953 год — последнего имеющегося в архиве12.
В экспозиции музея по-прежнему действовали два отдела: социалистического строительства и природы.
Посетило музей в 1953 году 2112 человек (1090 взрослых и 1022 детей). Было проведено 26 экскурсий. За отчетный период в фонды музея поступил 91 экспонат. Приведена в отчете и общая цифра: музейная коллекция составляла 1632 предмета основного фонда и 221 предмет научно-вспомогательного фонда.
Налицо снижение количества посетителей (с 3129 до 2112 человек) и проведенных экскурсий (с 37 до 26). Снизилось и количество поступивших в музей экспонатов (с 126 до 91).
Директором музея в 1953 году указана Вера Федуловна Чувильдина. По совместительству она еще возглавляла городскую библиотеку-передвижку и выполняла обязанности секретаря лекторской группы при отделе культпросветработы.
Почему же Первоуральский краеведческий музей прекратил свое существование?
Отчет о работе учреждения за 1953 год отчасти дает ответ на этот вопрос. Приведу цитату из него: «За второе полугодие 1953 г. в связи с постановкой вопроса Областным отделом культпросветработы о закрытии городского музея собирательская работа почти прекращена, так как организации и предприятия узнали об этом намерении и отказывались продолжать пополнение экспонатами своих стендов.
Здание музея не приспособлено, очень холодное. Одна комната начата ремонтом, но не закончена, две комнаты пустуют, так как требуют капитального ремонта. Все экспонаты размещаются в одном большом зале.
Если не будет решен вопрос о закрытии музея, то потребуется на капитальный ремонт не менее 19 000 руб., а также на приобретение экспонатов не менее 10 000 руб., так как в течение последних лет экспонатов приобретено крайне мало»13.
То есть Свердловский областной отдел культурно-просветительской работы в 1953 году рассматривал вопрос о закрытии музея. Отсутствие подходящего помещения и большие затраты на ремонт здания, возможно, стали причиной этого решения, а снижение показателей музейной деятельности (отказ предприятий пополнять коллекции музея) — его следствием.
Впрочем, подобный случай был не единичным — в 1950-е годы по инициативе областных или республиканских властей несколько городских и сельских музеев были закрыты по самым разным причинам (как не соответствующие условиям хранения или не имеющие ценных экспонатов, вследствие отсутствия знающих музейных сотрудников или соответствующего помещения, из-за укрупнения музейной структуры в крае и др.).
Подобная ситуация в те годы могла произойти и с Невьянским музеем, но совместными усилиями директора З.В. Мануйловой и общественности города учреждение удалось отстоять. В музее была расширена экспозиция по дореволюционной истории края, создан отдел природы, в городе образован музейно-краеведческий совет, представители которого участвовали в сборе экспонатов и создании выставок, и вопрос закрытия музея отпал сам собой.
В Первоуральске подобных неравнодушных людей не нашлось…
Музей был закрыт (скорее всего, в начале 1954 года). Во всяком случае, в документах (планах и отчетах) городского отдела культурно-просветительской работы за 1954–1955 годы Первоуральский краеведческий музей больше не упоминается.
1 Рубец М. Организовать в районе краеведческую работу // Под знаменем Ленина. — 1933. — № 131.
2 ГАСО, ф. Р-2630, оп. 1, д. 4.
3 Там же, д. 5.
4 Там же, д. 6, л. 20.
5 Там же, ф. Р-2628, оп. 1, д. 19, л. 66.
6 Там же, д. 28, л. 10, 12.
7 Там же, л. 37.
8 Там же, л. 129.
9 Новая выставка // Под знаменем Ленина. — 1945. — № 14.
10 ГАСО, ф. Р-2630, оп. 1, д. 1, л. 1-13.
11 Там же, д. 6, л. 6-14.
12 Там же, д. 11, л. 163.
13 Там же.