Мессия (Messiah), сериал, 2020, США
Опубликовано в журнале Урал, номер 7, 2021
Он появился тихо, незаметно, и вот все — странно это — узнают его… Народ непобедимою силой стремится к нему, окружает его, нарастает кругом него, следует за ним…
Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы
На Ближнем Востоке происходит нечто странное: там появляется мужчина, который объявляет себя мессией и, активно используя соцсети, собирает вокруг огромное количество сподвижников.
Википедия
Федор Михайлович Достоевский не смотрел сериал «Мессия», но дал в своем великом романе более точное определение того, что происходит в начале сериала, чем Википедия. Кем бы ни был этот странный молодой человек в желтых одеждах — шарлатаном или подлинным Сыном Божьим, в любом случае не объявлял он себя Мессией и уж точно не использовал соцсети, чтобы собрать «огромное количество сподвижников». Сподвижники явились сами, и вряд ли 2000 можно назвать «огромным количеством», и именно они, эти 2000, выкрикивали «Аль-Масих! Аль-Масих!», что и означает Мессия.
Другое дело, что «появился тихо, незаметно» тоже не совсем про этого Мессию. Незаметно — да, никто не заметил, когда именно и откуда он возник в Дамаске, даже вездесущие ЦРУ и Шин-Бет (служба безопасности Израиля). Но тихо он себя не вел, он выступал перед народом в тот самый момент, когда боевики ИГИЛ1 окружили Дамаск и готовились его уничтожить, и обещал, нет, пророчил, что враг будет уничтожен, и никто не должен бояться, и он продолжал пророчить даже тогда, когда поблизости начали рваться снаряды и полицейские погнали толпу в убежище. Никто тогда не поверил новоявленному пророку, а между тем уже надвигалась на окрестности Дамаска страшная песчаная буря, которая продлится 43 дня (прямо как Великий потоп) и уничтожит и технику, и живую силу боевиков.
И вот тогда они поверят, тогда они уверуют в него и пойдут за ним в пустыню, к израильской границе, выкрикивая: «Аль-Масих!» Но и идущие за ним будут верить не в него, а каждый в своего Мессию. Имамы будут ожидать от него в первую очередь точного цитирования Корана (а если неточно цитирует, значит, искажает, значит — язычник). Люди с оружием будут ждать, что он поведет их на бой с израильтянами, — а он прикажет зарыть все оружие в песок. Простые люди будут ждать от него простых чудес, в первую очередь — воды и пищи, но и этого они не дождутся. Лишь один юноша, Джабраил Медина, уверует в нового Мессию от всего сердца и сохранит свою веру до самого конца, не требуя ничего для себя.
Главная идея сериала, к счастью, не декларированная открытым текстом, а лишь являющая себя постепенно, по мере продолжения действия и приближения к обещанному Аль-Масихом «концу истории» (то есть не истории, которую нам тут рассказывают, а истории всемирной, истории человечества), — это повсеместное, поголовное, абсолютное отсутствие веры. То есть люди могут соблюдать все религиозные обряды, вести праведный образ жизни, могут искренне верить, что они веруют, — но не верят в явление божества, когда сталкиваются с ним. Поэтому я и назвал их (противостоящих Мессии персонажей сериала) мелкими инквизиторами, потому что они так или иначе боролись с ним, не веря в него, в то время как Великий инквизитор Достоевского потому и хотел его уничтожить, что верил…
Особенно ярко это неверие видно на примере представителей упомянутых уже ЦРУ и Шин-Бет.
Несчастная Ева Геллер (ЦРУ), в очередной раз пытающаяся искусственно забеременеть, используя сперму умершего мужа, готова лететь на край света даже после очередного выкидыша, лишь бы установить, кто такой Аль-Масих на самом деле. И она узнает его настоящее имя — Паям Гольшири, и Аль-Масих признает, что когда-то он был известен под этим именем. И агенты Евы найдут брата Паяма, и брат расскажет им, что их отец был фокусником и научил обоих братьев своим трюкам. И когда Аль-Масих на глазах многотысячной толпы прогуляется по воде вашингтонского пруда, это тут же объявят фокусом (однако почему-то ни один фокусник не вызвался повторить этот фокус).
Мне, кстати, эта прогулка по воде тоже не показалась истинным чудом, так же как раньше — эпизод с мальчиком, которого якобы застрелили на ступенях мечети, а Аль-Масих его оживил. Две откровенные демонстрации чудес — при том что именно всяческих демонстраций Аль-Масих старательно избегал, полагая что истинная вера в них не нуждается…
Не верит в истинность Мессии и агент Шин-Бет Авирам Дахам. Он допрашивает Аль-Масиха, он похищает и пытает Джабраила, когда Аль-Масих сбегает из тюрьмы. Он едет в Америку, чтобы убить «самозванца», но не может решиться на это. Он похищает Аль-Масиха, чтобы тайно вывезти в Израиль, хотя США предоставили тому убежище, и погибает вместе с ним во время взрыва самолета…
Не верит в Мессию и проповедник Игуэро из города Дилли, штат Техас, которому тоже было явлено чудо: чудовищное торнадо уничтожило весь город, не затронув только церковь Игуэро, которую тот как раз собирался спалить, чтобы получить страховку. Игуэро хочет быть рядом с Аль-Масихом, он готов служить ему, но не готов в него поверить.
А кто готов?
Кто готов поверить?
Этот вопрос невольно задаешь себе, досмотрев сериал, особенно после того, как якобы погибший Аль-Масих в белых одеждах оживляет неверующего Авирама и пилотов самолета, после чего для неверия уже просто не остается места.
Нельзя не верить, но страшно, страшно и поверить. Потому что если Он действительно пришел, значит, История действительно кончилась, значит, всей нашей обычной, привычной жизни приходит конец. Значит, все: правительства, религии, науки, все повседневные дела и заботы разом утратили всякое значение… И что дальше? Страшный суд?
Согласитесь, что нечасто сериал заставляет задуматься о таких вещах всерьез. Значит, стоит его посмотреть хотя бы ради этого. К тому же и скучным его не назовешь — смотрится, как говорится, на одном дыхании.
1 Непризнанное государство и международная исламистская суннитская террористическая организация, действующая преимущественно на территории Сирии и Ирака. Запрещена на территории РФ.