Опубликовано в журнале Урал, номер 6, 2021
Вадим Кузьмич Очеретин родился 6 июня 1921 года в Харбине. В 1935 году четырнадцатилетним приехал в Советский Союз. И прежде, чем стать главным редактором журнала «Урал» (1968–1980), проделал большой путь — и житейский, и литературный. Маляр, грузчик, чертежник, репортер, актер кукольного театра, прокатчик Верх-Исетского завода… На фронт он ушел в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. Его дебютная военная повесть «Я твой, Родина» (1950) была многажды переиздана и переведена на языки социалистических стран. Он служил в газете «Уральский рабочий» и редактировал заводскую многотиражку, был корреспондентом «Литературной газеты» по Уралу и возглавлял журнал «Уральский следопыт».
Почти никого уже нет на свете из тех, кто работал с Очеретиным в «Урале». Но те, кто работают здесь сегодня, помнят: именно благодаря энергии и упорству Вадима Кузьмича редакция заняла тот самый четвертый этаж, где размещается и сейчас. Об этом подробно рассказал летописец «Урала» В.П. Лукьянин в своей книге «Урал»: журнал и судьбы» (2018):
«Но самым главным для редакции в начале «очеретинского» периода было, пожалуй, то, что ему удалось довольно скоро и радикально улучшить условия работы сотрудников. Благодаря его настойчивым усилиям редакция смогла перебраться из тесных каморок на втором этаже издательского дома по улице Малышева, 24, где проработала первые десять лет, на четвертый этаж, который отошел ей целиком (редакция занимает его и поныне). И там стало возможным не только комфортно разместиться тем составом редакции, который Очеретин «унаследовал» от Краснова, но расширенным в соответствии с действительной потребностью редакции, выпускающей не шесть, как задумывалось «наверху», а потом передумали — позволили выпускать двенадцать номеров в год, а увеличить штатное расписание «забыли». Так вот, Вадим Кузьмич одновременно добился и пересмотра штатного расписания, и приведения в пристойный вид зарплат сотрудников.
Отношение к Очеретину и сегодня неоднозначное, но даже самые убежденные его противники не умаляют вот этих двух его успехов: просторное помещение для редакции и расширение штатного расписания. Никто не сомневается, что решить эти вопросы помогли ему высокий авторитет (фронтовик, депутат, писатель, издающийся в Москве и даже выдвигавшийся на Ленинскую премию) и организаторский талант. Все это так, но обязательно надо подчеркнуть еще один момент: ни помещением, ни штатным расписанием он как главный редактор не обязан был заниматься! Редакция существовала на правах особого отдела Средне-Уральского книжного издательства, поэтому и помещение, и штаты, и зарплаты были от издательства. Но Вадим Кузьмич сам проявил инициативу, сам же ее и реализовал…»