Великая (The Great), сериал, 2020, Великобритания, Австралия
Опубликовано в журнале Урал, номер 7, 2020
Когда юная и восторженная прусская принцесса София Авгу́ста Фредерика Ангальт-Цербстская (Эль Фаннинг) прибывает в загадочную Россию, чтобы стать женой русского императора, зритель, естественно, ожидает увидеть в роли жениха Петра III Федоровича, урожденного Карла Петера Ульриха. К счастью для зрителя, он его не увидит. Потому что из Петра Федоровича что жених, что герой сериала никудышный. Его не зря и в учебниках, и в романах, и в сериалах, изображают как совершенно никчемную персону, попросту говоря — дурачка, которого добрая тетушка Елизавета приютила потому лишь, что он внук Петра I, и женила на Екатерине единственно с целью получить от этого брака настоящего наследника престола.
Такова историческая правда — но в этом развеселом сериале историческая правда отдыхает. «Как пожелаем, так и сделаем!» — вот лозунг дружной компании шести (!) режиссеров, поделивших между собой 10 серий первого (и, надо полагать, единственного) сезона «Великой». А посему не надобно нам никакого Петра III Федоровича, давайте выдадим Екатерину Алексеевну за Петра Петровича, сына Петра Великого — и что с того, что вся генеалогия дома Романовых накроется медным тазом. Зато будет весело!
И весело будет. Во многом — благодаря никогда не существовавшему Петру Петровичу (Николас Холт). Потому что в отличие от унылого Петра Федоровича он — мужчина хоть куда! Высок, статен, красив, неутомим (особенно в постели), к тому же всегда бодр, зол, весел и жесток одновременно. И притом по-своему вовсе неглуп. Вот только на скрипке играть не умеет. Наш Петр Федорович в «Екатерине» играет прям как Паганини, а ихний Петя Кате прихвастнул: «Сейчас я тебе сыграю. Я отлично играю на скрипке!» — и начал пилить бедную скрипку так, что та аж завизжала от боли…
Но это ведь не главное. Главное, что ему повезло больше, чем историческому Петру III, — нет над ним властной императрицы Елизаветы, а есть всего лишь «очень младшая» сестра его матушки (надо полагать — Екатерины I), тихо дрессирующая бабочек на задворках его царствования. Екатериной она, разумеется, не помыкает, как «настоящая» Елизавета, а ненавязчиво опекает ее, помогает вжиться в непростой русский быт. Ну и никчемного претендента на престол Ивана (Иоанна) Антоновича тихо зарежет, когда понадобится. Опять-таки исторической правде вопреки, ибо как раз Елизавета сохранила бедняге жизнь, а в царствование Екатерины его прикончили…
Но мы же не учебник читаем. Мы даже не наш отечественный сериал «Екатерина» смотрим. Мы наблюдаем свободный полет над гнездом Петрушки — и какая разница, какого именно: Первого, Второго, Третьего… Все Петрушки хороши, выбирай на вкус. Наша Екатерина (из отечественного сериала) выбрала Петра Федоровича, а ихняя (англо-австралийская) — Петра Петровича и, по-моему, не прогадала. Мало того, что он ей лично любовника подобрал, Лео Воронского, в которого она натурально влюбилась, но и сам кое-чем по этой части порадовал, так что Лео даже приревновал… Будь я сценаристом, я бы еще дальше ушел от исторической правды: не стал бы свергать этого Петра с престола, а во втором сезоне помирил бы супругов, заставил их полюбить друг друга, и зажили бы они по-людски — муж бы государством правил, а жена варенье варила и детей рожала… Красота!
И ведь в самом деле, тут ребята что-то недодумали. Настоящий Петр Федорович, как известно, обожал Фридриха Великого, и когда Елизавета почила в бозе, тут же вернул ему все завоеванные Россией земли, за что армия сочла его предателем. Отсюда и переворот, и воцарение матушки Екатерины. А этот-то Петр не с пруссаками, а со шведами воевал и, благодаря Екатерине, весьма почетный мир с ними заключил, так что у армии вроде и повода не было его свергать. Потому, наверное, вся армия тут присутствует в лице бездарного генерала Велементова. И собственно весь заговор и состоит из Екатерины, ее служанки (бывшей придворной дамы, чей папаша Гарри Ильич Брежнев разозлил царя), графа Орлова (не лихого гвардейца, любовника Екатерины, а пигмея в очках, которого в сериале все, кстати, и зовут не Орлов, а Óрло) и присоединившегося к ним Велементова. И кончается сериал как быв на полуслове: то ли состоится переворот, то ли нет…
Было бы странно требовать от англо-австралийцев правдиво изображать российскую действительность. Они и не изображают. Половина графьев у них либо африканцы, либо индусы, либо вообще бог знает кто. Фамилии, правда, исконно русские: Горький, Чехов, Раскольников, Брежнев, Ростов, Смольный… Есть еще полковник Свенска и его мадам, главная врагиня Екатерины, есть просто Аркадий без фамилии (чернокожий). Есть сладкая парочка Григор и Георгина — он лучший друг Петра, а она царская любовница, причем сношения их происходят на глазах у мужа, который многократно клянется в любви к Петру, но в конце концов пытается отравить его мышьяком.
Разумеется, в сериале используется легенда о странных вкусах Екатерины II по части секса, а именно о сексе с конем. К счастью, только как нелепый слух, распространяемый злонамеренными дамами, но, как все слухи, он оказывается живуч и то и дело всплывает в разговорах. И, конечно, ежели Екатерина была поклонницей Вольтера, он и появляется тут живьем, привезенный из Парижа по просьбе Петра, дабы порадовать жену. Да только невовремя появляется: она как раз собирается зарезать мужа, а тут великий гуманист мешается…
И разумеется, России не может быть без медведей. И медведи тут есть.
Петр дарит Екатерине ручного медведя и тут же случайно его пристреливает.
Петр I сидит не на коне, как полагается медному всаднику, а на медведе.
В лесу опрокидывается карета Óрло, и тут же из лесу выходит медведь, чтобы закусить разбившимся кучером…
Само собой, все то и дело пьют водку, к счастью, не из самовара, как в каком-то не то фильме, не то романе, не помню, но самовар тоже упоминается.
Общими усилиями (я про Интернет) выяснили, что крики «Хузá!», которые в каждой серии раздаются не один раз, всего-навсего не переведенное «Huzzah!» — то есть «Ура!» по-английски.
Интересные, скажем так, моменты связаны в сериале с церковью и церковниками. Главный герой тут, конечно, заросший бородой по самые глаза архиепископ, которого все называют просто Архи. Именно ему было видение о Екатерине как будущей супруге царя, именно он проверяет, девственна ли она, предварительно плотоядно облизав пальцы, он ест галлюциногенные грибочки, чтобы вызвать видение в связи с выборами нового патриарха, и Екатерина, очень удачно оказавшись поблизости, внушает ему от имени бога, что он сам и должен стать патриархом…
На протяжении всего сериала Россия воюет со Швецией, что, конечно, очередной анахронизм: со Швецией воевала Елизавета в 1841–1843 гг., когда Екатерины еще не было в России. Но это не суть важно, важно то, как Екатерина добивается мира со шведами. Поначалу Петр хотел зарезать шведского посла, но Екатерина его отговорила, и они вдвоем поехали заключать мир. И тут есть несколько забавных (на мой взгляд, очень забавных — а кому-то они могут и не понравиться) моментов. Сначала послу демонстрируют хор чернобыльских девочек, и он восклицает изумленно: «Они все светятся!». А девочки между тем на чистом русском языке (в том числе и в английской версии) поют:
Но от тайги до британских морей
Красная армия всех сильней…
А когда Петр и Екатерина плывут на галере в Швецию, мощный мужской хор поет (естественно, по-русски):
Вставай, страна огромная!
Вставай на смертный бой!..
Переговоры же, начавшиеся вполне дружески, кончаются чуть ли не мордобоем, но Екатерина предлагает такие условия мира, при которых и Россия, и Швеция как бы окажутся победителями. И именно в этот момент вдруг начинаешь верить, что это уже не та простушка-блондиночка, что явилась в Россию с наивной верой в силу просвещения, а потом пыталась убежать из нее в сундуке, а действительно будущая российская императрица — Екатерина Великая!