Часть первая
Опубликовано в журнале Урал, номер 10, 2019
Поэтическая гармония — это твердый порядок расположения частей, компонентов и единиц в единой системе формально-содержательных, поэтологических и культурологических комплексов поэтического текста, обеспечивающий общее, единое, цельное, связное и завершенное (структура поэтического текста может быть и открытой, и прикрытой, и герметичной) функционирование всех элементов поэтического текста, которые одновременно, последовательно, доминирующе и периферийно участвуют в организации просодической, языковой, смысловой, образной и т.д. системы текста. Поэтическая гармония соединяет в тексте и в сознании читателя различные, но находящиеся в единстве системы фоно-музыкальной, просодической, языковой и лингвоантропологической (поэтическая картина мира, внутренний мир поэта, языковая, текстовая и культурологическая личность автора и вслед за ним читателя и т.д.) природы. Поэтическая гармония понимается в широком смысле (как результат поэтического познания) и в узком (как один из основных, генеральных признаков поэтического текста наряду с такими общими признаками, как системность, структурность, функциональность, цельность, неаддитивность, воспроизводимость, идиоматичность [форм и содержаний поэтического текста], герметичность и открытость смысловых структур, эвристичность, экспериментальность, энигматичность, комплетивность (языковая и смысловая), графичность, просодичность и др.). Поэтический текст — это уникальная функционально-эстетическая система1, которая обладает как общими признаками текста2, в том числе художественного прозаического и драматургического, так и специализированными, присущими только тексту поэтическому. Различаются тексты поэтические и тексты стихотворно-литературные3: первые, в отличие от вторых, появляются в результате поэтического познания генеральных предметов бытия, являющихся аспектами главного объекта познания — невыразимого. Существуют очевидные факторы поэтологического характера, которые позволяют автору создавать поэтические тексты. Ведущий фактор здесь — наличие поэтического дара, таланта. Стихотворец-литератор обладает талантом иного качества и объема — талантом литературным и стихотворным.
Поэтическая гармония, как уже говорилось, кроме двух указанных пониманий данного феномена имеет еще одно: поэтическая гармония — это метатекстовое образование, или общая сфера поэтического текста со всеми наращениями внетекстового, сверхтекстового, подтекстового и затекстового характера.
Методика описания и анализа поэтической гармонии основывается, с одной стороны, на общих, известных науке направлениях исследования текстоведческого характера; с другой стороны, такое изучение текста использует известные методы исследования поэтического текста. Итак, перечислим направления, характерные для общей методологии изучения поэтического текста:
1. Стиховедческое направление;
2. Дискурсивное направление (изучение единиц просодии);
3. Системно-структурное, функциональное и компаративное направления;
4. Лингвоаналитическое направление (изучение единиц языка в тексте);
5. Антрополингвистическое, антропопоэтическое, поэтологическое направления (изучение языковой и поэтической картин мира, языковой и текстовой [культурологической] личности поэта; изучение фактов биографии и фактов текстологического характера [время, место, условия написания текста]);
6. Культурологическое, этико-эстетическое направления (изучение фактов истории, культуры, этики, эстетики и т.д.);
7. Идеографическое ([поэтическая идеография] изучение функционально-денотативных и семантических систем и структур, образованных и выраженных всеми единицами поэтического текста);
8. Дополнительные направления (философское, религиозное и др.).
Анализ поэтической гармонии производится с учетом всех указанных направлений исследования поэтического текста.
Общая методология исследований поэтического текста включает в себя следующие методы анализа единиц поэтического текста:
1. Анализ поэтической графики;
2. Анализ звуковой формы (оболочки) стихотворения;
3. Анализ единиц просодии (поэтического дискурса): метр, ритм, аллитерации, музыкальность, рифма, структура строфы и др.);
4. Фонетический и фоносемантический анализ текста;
5. Деривационно-грамматический (морфологический) анализ текста;
6. Лексико-стилистический анализ текста;
7. Лексико-смысловой анализ текста;
8. Идеографический анализ текста (поэтическая идеография);
9. Структурно-синтаксический анализ строфы, текста;
10. Антрополингвистический анализ текста;
11. Этико-эстетический анализ текста (этико-эстетический анализ стихотворения);
12. Поэтологический анализ стихотворения;
13. Культурологический анализ текста;
14. Анализ поэтической гармонии (производится на основе данных, полученных в ходе указанных выше тринадцати видов анализа поэтического текста).
Единицы поэтического текста, участвующие в формировании, реализации и функционировании гармонии, являются одновременно (в метафункциональном и в метатекстовом отношении) единицами поэтической гармонии. Природа этих единиц является одновременно и внутритекстовой, и внетекстовой, и метатекстовой, что способствует формированию особой аксиологической системы, или системы оценки (прежде всего этико-эстетической) гармонии как функциональной системы всех единиц поэтического текста. Следует отметить, что метод поэтической идеографии обогащается материалом внетекстового, метатекстового и сверхтекстового характера. Функция поэтического познания под воздействием энергии поэтической гармонии перерастает в функцию мирообразующую (внутренний мир поэта), духографическую (духовность как центр любой художественной картины мира) и в онтологическую (ориентированность поэтической гармонии на Абсолют, способный на основе триединства Истины, Добра и Любви обеспечивать динамику трансформации в онтологической триаде Хаос — Космос — Экос).
Поэтическая гармония — это сложнейший бытийный, антропологический (психо-эмоциональный, сенсорный, оценочный, а главное — деятельностный), эстетический и нравственный феномен. Человек, художник, поэт, участвуя в процессах гармонии поэтической, одновременно является и сотворцом, и наблюдателем (воспринимателем) гармонии общей, онтологической. Человек в процессе гармонизации (одновременно и онтологической, и эстетической, и художественной, и поэтической) играет множественную роль субъекта гармонии (ее создателя), ее объекта, ее со-творца (Абсолют и человек), творца гармонии (поэт и текст), того, кто воспринимает и оценивает гармонию, и того, кто (поэт) является частью гармонии своей судьбой, жизнью и творчеством. Поэт есть не только часть своего стихотворения, но и часть красоты и силы поэзии, внутренним движением которой (в числе других) является гармония.
Поэтический текст излучает гармонию различного качества. Качество поэтической гармонии определяется спецификой природы единиц текста, функционирующих в различных сферах стихотворения: в графической, в фоно-музыкальной (звуковая оболочка текста), в просодической, в языковой, в функционально-денотативной и семантической (концептуальной), в лингвоантропологической, в поэтологической и в культурологической. Разные виды энергии, синтезируясь в единое целое (музыкальная, просодическая, языковая и др. виды энергии), создают новый вид энергии — энергию гармонии. В основе порождения энергии поэтической гармонии лежит закон формально-содержательно-функциональной пересекаемости единиц текста (стихотворения). Рассмотрим стихотворение О. Мандельштама «Что поют часы-кузнечик…» (1918).
Что поют часы-кузнечик,
Лихорадка шелестит,
И шуршит сухая печка, —
Это красный шелк горит.
Что зубами мыши точат
Жизни тоненькое дно, —
Это ласточка и дочка
Отвязала мой челнок.
Что на крыше дождь бормочет, —
Это черный шелк горит,
Но черемуха услышит
И на дне морском: прости.
Потому, что смерть невинна
И ничем нельзя помочь,
Что в горячке соловьиной
Сердце теплое еще.
Анализ единиц этого текста, участвующих в порождении и выражении поэтической гармонии производится последовательно — от единиц графической до единиц культурологической сферы стихотворения.
Поэтическая графика
В графическом отношении стихотворение представляет собой четыре катрена с короткими строками. Строфы расположены по вертикали вниз — столбцом, колонкой — вполне традиционно. Такое положение строф (графического строфораздела) в процессе восприятия (зрительного) стихотворения порождает гармоническую связь традиционного и современного стихотворчества и стихопечатания (записывания). Такая связь традиции и современности порождает гармонию культуры поэзии, культуры стихотворчества, культуры поэтического текста.
Звуковая форма стихотворения
Внешняя звуковая (мелодическая, музыкальная) форма стихотворения организована гармонично в артикуляционном («голосовом») отношении. Центром звуковой гармонии оказываются консонанты: аффрикаты Ч (11 повторов) и Ц (1 раз). Необходимо помнить, что мы имеем дело со сложной единицей — звукобуквой, имеющей и звуковое, и графическое (связь и единство поэтической фонетики и поэтической графики); шипящие Ш (8 раз), Ж (2 раза) и Щ (1 раз) и заднеязычные взрывные К (9 раз) и Г (2 раза). Гласные звукобуквы употреблены здесь почти в равном количестве. Именно аффрикаты и заднеязычные составляют основу процессов порождения фоносемантических значений и смыслов, которые будут рассмотрены ниже. Аффрикаты и шипящие, с одной стороны, и заднеязычные, с другой, — являются частями единого гармоничного целого. Высокая частотность и пересекаемость этих звуков (звукобукв) обеспечивает наличие системы гармонии, которая функционирует своими двумя частями соразмерно, согласно и совершенно, образуя формально-звуковой центр гармонии стихотворения, который, в свою очередь, пересекается с гармонией графической формы текста и тем самым усиливает графико-звуковую часть общей поэтической гармонии текста.
1 Казарин Ю.В. Поэтическое состояние языка (попытка осмысления): Монография. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. — 448 с.
2 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — Изд. 4-е, стереотипное. — М: КомКнига, 2006. — 144 с. — (Лингвистическое наследие XX века). Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа [Текст]: учебник для студентов филологических специальностей вузов / Л. Г. Бабенко. — Москва; Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2004. — 462, [1] с.; — (Gaudeamus) (Учебник для вузов).
3 Казарин Ю.В. Поэзия и литература: книга о поэзии. — Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. — 178 с.