Алекесандр Панчин. Защита от тёмных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений
Опубликовано в журнале Урал, номер 8, 2018
Александр Панчин.
Защита от тёмных искусств. Путеводитель по миру паранормальных
явлений. — М. : Издательство АСТ: Corpus, 2018.
Честно признаюсь: телевизор я не смотрю. Его у меня просто нет. Интернет-TV, предоставляемое мне провайдером, включается два раза в год: на Чемпионате мира по хоккею и под новогодние куранты. Да и не на такое уж большое количество тематических каналов на Ютюбе я подписан. Из интересующих меня направлений — культура, история, наука, да ещё отчасти политика. Но совсем от телевизора — а стало быть, того, что нынче льют в уши согражданам — отгородиться невозможно.
Началось всё с того, что одна моя знакомая прислала мне ссылку на сообщество… плоскоземельцев. Поначалу я решил, что это какой-то клуб любителей творчества Терри Пратчетта — как известно, в Плоском Мире происходит действие почти всех его потрясающих романов. Но нет. Вчитавшись, я понял, что это — на самом деле сборище людей, которые искренне уверены, что наша Земля — плоская. А все снимки из космоса нарисованы в фотошопе либо сняты на задворках «Мосфильма»/Голливуда/нужное дописать.
Затем в гостях я краем уха услышал кусок передачи на всем известном телеканале. Пересказывать ересь, которую несли с экрана истеричными голосами, я не буду — распространять подобный бред считаю делом преступным. Однако с того момента я серьёзно задумался — а вообще хоть кто-нибудь сейчас пытается противопоставить что-то этому потоку мозговых фекалий?
По иронии судьбы буквально через несколько дней на просторах интернета я наткнулся на книжку Александра Панчина «Защита от тёмных искусств» и, ознакомившись с кратким её описанием, немедленно приобрёл. И, надо сказать, не пожалел, ибо понял, что некая моя самоизоляция в плане Таинственного и Непознанного сыграла со мной злую шутку.
Тут надо оговориться. Моё окружение всегда составляли люди, как правило, сильно (либо очень сильно) старше меня. Обычно это были нормальные советские инженеры, получившие высшее образование — до сих пор по праву считающееся одним из лучших в мире. Но и среди них находились персонажи, которые при обострениях геморроя во время телетрансляций Кашпировского, скинув штаны, прижимались к экрану. А другие, как только на экранах появлялся Чумак, немедленно ставили перед телевизором банки с водой (особо одарённые — автомобильные аккумуляторы). Повторюсь ещё раз: это были люди, из которых мракобесие последовательно вытравливалось всю жизнь. Но многие помнят не только тогдашних телешарлатанов, но и Белое Братство, Богородичников и ещё чёртову уйму бесноватых, умудрявшихся заморочить головы массе народу. А уж сейчас, когда целенаправленное оглупление населения продолжается уже скоро как тридцать лет, — результаты превзошли самые смелые ожидания.
Признаюсь, книга раскрыла передо мной бездны. Каждая глава её — в заглавие почти каждой, к слову, вынесено одно из заклинаний или понятий из книг о Гарри Поттере, хотя название двенадцатой подтянуто, например, из Станислава Лема — повествует об особом роде заблуждений, в которые сограждане (да и не только они) либо искренне верят, либо беззастенчиво наживаются на подобной вере. Лично для меня неожиданным было, что существуют, например, люди, искренне уверенные, что какая-либо часть тела живёт своей жизнью («Империо — иллюзия воли»), а также люди, твёрдо уверенные, что они давным-давно умерли («Инферналы — живые мертвецы»). Но дело тут не только в неизвестных темах, но и в размахе — я и предположить не мог, что гомеопатией уже предлагают лечить, например, энцефалит. Поэтому читал я очень внимательно.
По поводу плоскоземельцев автор, увы, ничего не пишет, но это и объяснимо: он биолог и, видимо, в чужой монастырь решил не лезть. Однако бредней разоблачено достаточно — от предсказателей и астрологов до чёрных магов и религии. В наличии богатый ссылочный аппарат (ровно 666 ссылок, кстати), который позволяет читателю самому обратиться к исследованиям того или иного «аномального» явления — при условии, конечно, что он владеет английским, ибо почти вся приведенная литература и публикации англоязычные. Особенно ценно, с моей точки зрения, то, что автор не занимает позицию «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Напротив, будучи членом экспертного совета Премии имени Гарри Гудини, он ещё в предисловии предлагает любому желающему возможность доказать свои экстраординарные способности в научном эксперименте и получить, в случае удачной демонстрации, миллион рублей. Только, судя по тексту, деньги эти так у совета и останутся. Всё мистическое в книге объяснено чётко и научно.
Длинные светлые коридоры, по которым «летела душа» тех, кто пережил клиническую смерть? Иллюзия, вызванная изменениями мозга. Гаитянские зомби? Отравления местными ядами, которые в подавляющем большинстве случав просто убивают жертву и лишь иногда вводят в коматозное состояние, из которого потом отравитель жертву возвращает к рабской жизни. Рука, зажившая сама по себе? Повреждение мозолистого тела опять-таки в мозгу. Проснулись от кошмара и не можете пошевелиться или крикнуть? Сонный паралич, который по каким-то причинам не прошёл одновременно с пробуждением. Астрологические прогнозы и их «сбываемость»? Нет проблем, про статистику применительно к астрологии и про возможности её подтасовок рассказано широко и богато. Да что там — коллег автор тоже не жалеет, наглядно демонстрируя, как учёные при постановках эксперимента могут добросовестно заблуждаться, а могут и злонамеренно подтасовывать факты в свою пользу.
Автор приводит и множество реальных случаев не только хитрого обмана, но и выведения шарлатанов на чистую воду — с полным, как говорится, разоблачением чёрной магии. А свое «классическое предсказание» он — не сильно, надо думать, напрягаясь — даёт в предисловии. Вчитайтесь.
«Вы читаете предисловие, хотя могли и пропустить его. В каком-то смысле эти строки послала вам сама судьба. И поэтому я могу кое-что сказать о вас. Не очень много, и, быть может, в чем-то я ошибусь. Но предсказываю, что вы удивитесь совпадениям. Итак, сосчитайте, сколько утверждений вас достаточно точно характеризуют.
Вы нуждаетесь в том, чтобы другие люди вас любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. Вы не задействуете весь свой потенциал себе во благо. Вы не лишены недостатков, но вполне способны с ними бороться. Хотя с виду вы дисциплинированны и сдержанны, внутри вы часто беспокойны и не уверены в себе. Временами вас охватывают серьезные сомнения, верное ли решение вы приняли или правильный ли поступок совершили. Вам нравятся перемены и разнообразие, и вы недовольны, когда вас в чем-то ограничивают или что-то вам запрещают. Вы гордитесь тем, что мыслите независимо и не принимаете чужих утверждений на веру, без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть чрезмерно откровенным с другими людьми — не слишком благоразумно. Иногда вы открыты, приветливы и общительны, а порой замкнуты, недоверчивы и молчаливы. Некоторые ваши желания довольно несбыточны. Одна из ваших главных жизненных целей — достичь стабильности.»
Ну и как? Неужели ничего о вас не было сказано в точку? Верно, было. Как и ещё о десятках, сотнях тысяч людей на земном шаре. Вопрос в том, как сие «откровение» преподнести и сколько за это скрутить с вас денег.
Конечно, может возникнуть вопрос, чего это автор так напустился на безобидные суеверия, которые живут с человечеством с момента его возникновения. Ну, верит себе человек в домовых и призраков или строит свою рабочую неделю, сверяясь с гороскопом. Что тут такого? Да в самом деле ничего особенного, пока это касается только самого верующего — или пока речь идёт о безобидных вещах вроде плевков через левое плечо (главное, не попасть при этом в соседа). Но вот шестилетнюю американку Эвелин Васкез, страдавшую лунатизмом и ходившую во сне, зарезала родная мать — она решила, что в дочку вселился дьявол. А та же самая гомеопатия — это банальная торговля сахаром по пятьдесят тысяч рублей за килограмм, весь вопрос только в правильной рекламной кампании. А уж чем заканчиваются попытки лечить сахаром энцефалит — да, блин, даже банальный грипп! — объяснять, думаю, никому не надо. Поэтому лучше, чтобы такие безобразия выводили на чистую воду просветители от науки — до того, как подобной мистикой пришлось бы заниматься полиции и прокуратуре.
Впрочем, лично я не всегда бывал согласен с авторским отношением к сверхъестественному. Сам я шесть лет прожил в деревне, в лес ходил достаточно часто, а потому знаю, что обычно происходит там с большинством скептиков-сциентистов. У них весь скептицизм и вера в науку куда-то пропадают в первую же лесную ночёвку. Когда они часа в два ночи просыпаются от того, что вокруг их палатки кто-то ходит, волоча ноги, бормочет на непонятном языке и глухо кашляет. А если в это время над этой самой палаткой ухнет филин или где-то поблизости загогочет выпь — не исключено, что скептик-сциентист рано утром, стыдливо прячась в прибрежных камышах, будет судорожно стирать своё бельишко. Хотя, казалось бы, чего такого? Ветер в траве пошумел, птичка лесная ночью запела. А вот поди ж ты… Как говорится, все феминистки — до удачного брака, коммунисты — до нажитого капитала, а атеисты — до хорошей тряски в самолёте.
Однако повторюсь: главное в книге вовсе не разоблачение детских страшилок и сомнений агностиков. Автор совершенно справедливо пишет: в негодных руках тележурналистика — одно из самых тёмных искусств, надёжно защищает от которого только кнопка выключения на пульте дистанционного управления. Не у многих между тем хватит духу на столь радикальный, хоть и самый действенный, способ борьбы. Систематическое одебиливание населения — сознательное или неосознанное, вопрос другой — продолжается уже почти три десятка лет, а научные идеи, как справедливо отмечает опять же сам автор, плохо выживают за пределами институтов и журналов. Поэтому честь и слава тем, кто в доступной форме пытается донести до населения научные сведения об окружающем мире, в том числе и о самых загадочных, «мистических» его сторонах. А класть ли под пятку пятак перед экзаменом и смотреться ли в зеркало, вернувшись домой за забытой там вещью — каждый пусть решает для себя сам.