[Эдуард Тополь. Элианна, подарок Бога. — М.: «АСТ», 2013.]
Опубликовано в журнале Урал, номер 6, 2014
Ваша честь! В последнем своем романе гражданин Топельберг, более известный как Тополь, вчинил своим читателям, в том числе и мне, иск о нарушении авторских прав и компенсации имущественного вреда:
«Вот уже десять лет, как сразу после выхода
очередного романа, ну, буквально на следующий день, он появляется на пиратских
сайтах Интернета, и вы совершенно бесплатно скачиваете его на свои планшеты и
смартфоны. А знаете, что в этот момент вы меня грабите?.. Если ты, читатель, не
один из тех грабителей… вот тебе номер моего
Яндекс-кошелька: 410011926874333. Теперь ты можешь вернуть мне… те три доллара,
которые, просто не подумав, отнял у меня, бесплатно скачав эту книгу в
Интернете».
По существу требований, заявленных истцом, могу пояснить следующее. Признаю, что текст романа «Элианна, подарок Бога» действительно был получен мною бесплатно в одной из электронных библиотек. Тем не менее прошу принять во внимание смягчающее обстоятельство: ранее я неоднократно приобретал произведения гражданина Топельберга в книжных магазинах, и всякий раз покупка причиняла мне тяжелый моральный вред.
Во-первых,
истец постоянно оскорблял мои эстетические чувства стилистически безграмотными
идиолектами: «В живом синхрофазотроне ее
пульсирующего тела русско-еврейская, метафизическая, духовно-плотская и
чувственно-эротическая полярность разряжалась бурными стихийными потоками
сексуальной энергии».
Во-вторых, гражданин Топельберг как писатель-прозаик постоянно совершал противоправные действия. В «России в постели» он распространил заведомо ложную информацию о наличии хрящей в женских гениталиях, чем фальсифицировал общественно значимые сведения (ст. 51 Закона о СМИ). В «Любожиде» он провозглашал безоговорочное сексуальное превосходство еврейских мужчин над русскими и тем самым унижал мое национальное достоинство (ст. 282 УК РФ). В «У.е.» истец совершил подлог, выдавая собственные измышления за инсайдерскую информацию, полученную от высших чинов ФСБ (ст. 292 УК РФ).
Ваша честь! Заявляю, что в силу перечисленных фактов я испытывал глубокие моральные страдания по поводу потерянного времени и напрасно потраченных денег. Прошу зафиксировать это обстоятельство в протоколе.
Вернемся, однако, к исковому заявлению гражданина Топельберга. Согласно ст. 56 ГПК РФ, истец обязан доказать обоснованность своих претензий. Однако нельзя не отметить слабость доказательной базы: «Могу поспорить — мой труд ничуть не легче вашего!.. Как сказал мой коллега: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды»». Качество книги говорит об обратном, поскольку роман «Элианна, подарок Бога» изобилует конструкциями, явно заимствованными в так называемых лавбургерах:
«Закатное солнце уже прятало в Атлантике
свой злато-сонный лик, и последние его лучи розовым протуберанцем восходили к
небу».
«Когда-то эти глаза вобрали ее в себя
целиком и опустили в бездну его вожделения… Но теперь
эти черные, как антрацит, глаза были как два стальных кинжала».
При желании этот ряд легко можно продолжить. С лексико-грамматической точки зрения текст гражданина Топельберга также далеко не безупречен:
«Поднимался по его телу ее искующий взгляд».
«Пинал меня
мускулистым плечом».
Ваша честь! Вряд ли перечисленные обороты могут свидетельствовать о тщательной работе со словом. Однако главный недостаток текста состоит далеко не в этом.
Согласно неоднократным утверждениям истца, «Элианна…» является романом о русской эмиграции, конкретнее — об адаптации эмигранта в США. Истинность этих высказываний легко установить путем несложных подсчетов. Текст названной книги состоит из 66 337 слов. Опыту пребывания советского человека в англоязычной капиталистической стране автор посвятил 36 119 слов, то есть чуть более половины романа. Таким образом, истец нарушает п. 1 ст. 4 Закона о защите прав потребителей: исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), качество которой соответствует договору.
Прозаик Топельберг занят не столько проблемами адаптации за рубежом, сколько вопросами сексуального характера. 30 218 слов в романе приходится на вставные новеллы эротического содержания:
«Ее матка извергалась Ниагарой экстаза».
«Словно лопнувшая почка, распахнулась ее
зажатая в матке чувственность».
«Смотреть, конечно, было на что. Роскошный
Корень Жизни, знакомый до прожилок и с круглой луковицей-головкой, обнаженной
обрезанием».
Ваша честь! Согласно комментарию к ст. 242 УК РФ, материал или предмет не является порнографическим, если он имеет существенную литературную, художественную или научную ценность. Позвольте задать истцу вопрос: имеет ли существенную литературную или научную ценность его заявление о том, что у женщины существуют некие «нижние гланды»?
Обобщая сказанное выше, могу однозначно утверждать, что действия гражданина Топельберга можно квалифицировать в соответствии со ст. 14.4 КоАП РФ как административное правонарушение — выполнение работ или оказание населению услуг ненадлежащего качества. Следовательно, все утверждения истца о понесенных трудозатратах являются бездоказательными.
Более того, ходатайствуя о защите своих авторских прав, истец нарушает авторские права других литераторов русского зарубежья. В тексте «Элианны…» легко опознать аллюзии на «Иностранку» и «Невидимую газету» С. Довлатова, «Потерянный рай» П. Вайля и А. Гениса и др. Что касается Э. Лимонова, то здесь гражданин Топельберг совершает прямые заимствования без указания источника. Это легко подтвердить сопоставлением цитат:
«Еще вчера ты был фигурой — врачом, адвокатом, журналистом, кинорежиссером!» (Э. Тополь, «Элианна, подарок Бога»).
«Еще несколько лет назад, соберись мы вместе в СССР, мы были бы: поэт, музыкант, спортсмен (чемпион Союза)… и известный на всю страну тележурналист» (Э. Лимонов, «Это я, Эдичка»).
«Ко мне подошел высокий черный парень лет двадцати пяти, пристроился справа к моему плечу и негромко сказал: — Give me three dollars, man!» (Э. Тополь, «Элианна, подарок Бога»).
«Прижав меня пузом к стене коридора, воняя в меня потом и пивом, здоровенный черный приказал мне: «Дай мне тэн долларс, белый парень!»» (Э. Лимонов, «Муссолини и другие фашисты»).
С точки зрения действующего законодательства РФ названные деяния гражданина Топельберга являются нарушением авторских и смежных прав и подлежат уголовной или административной ответственности, в зависимости от ущерба, понесенного правообладателем.
Ваша честь! Низкая профессиональная квалификация, а равно и противозаконные действия истца в очередной раз причинили мне моральные страдания. Поэтому на основании ст. 137 и 138 ГПК РФ и в соответствии со ст. 151 и 1100 ГК РФ прошу считать все вышеизложенное встречным иском о компенсации морального вреда в размере… э-э… да черт с ним, трех долларов США в рублях по курсу. Не зверь же я, в конце-то концов.