Опубликовано в журнале Урал, номер 5, 2010
Лев Белевцов
Лев Белевцов — подполковник запаса. Живет в Каменске-Уральском.
Звучи, “Прощание славянки!”…
В прошлом году в Москве на Красной площади 9 Мая состоялся военный парад. В нем приняло участие 8 728 человек, а еще — новейшая военная техника и ракетные установки. Впервые в победных праздненствах было задействовано такое огромное количество участников.
И как всегда, “коробки” академий, училищ, институтов и воинских частей сопровождал музыкой сводный духовой оркестр московского гарнизона. И каждая военная “коробка” промаршировала под свой марш.
История музыки учит нас бережному отношению и осторожности при анализе военной музыки. И если вдумчиво вчитаться в названия партитур для духового оркестра за последние 70 лет, четко просматривается вся жизнь страны, события и вехи российской истории.
Как правило, в начале XX века композиторы, сочинявшие музыку для военно-духовых оркестров, использовали темы патриотических армейских песен, мелодии гражданской войны и народные песни. Сочиняли для духовых оркестров и военные капельмейстеры, чем и пополняли “творческий портфель” нового жанра. Случались и невероятные удачи. Так родились и любимые народом мелодии вальса “На сопках Маньчжурии”, “Дунайские волны” и марш “Прощание славянки”.
В двадцатые годы прошлого столетия на волне патриотического подъёма сочинялись новые стихи, которые в дальнейшем перекладывались на старую, но уже известную мелодию. Максим Горький на Первом съезде Союза советских писателей “выдал” своего рода рецепт создания народных песен нового типа:
“…Надо принять во внимание, что старинная мелодия, даже несколько изменённая, но наполненная новыми словами, создает песню, которая будет усвоена легко и быстро… Не следовало бы молодым поэтам нашим брезговать созданием новых песен…”
Так было и в музыке. За основу бралась известная народная песня, удачно оркестровалась, в музыку вносилась маршеобразность и четкость. Так появлялась новая песня-марш.
Ни один воинский ритуал не обходится без военного оркестра: развод караулов, торжественное построение части и вынос полкового знамени, парады войск, встреча молодого пополнения и проводы в запас, выпуски офицеров военно-учебных заведениях. Необходимо отметить, что в первые годы создания Красной Армии “ощущался голод”, не хватало маршей для встречи командира части и выноса знамени.
Большую работу по расширению репертуара военных оркестров провел инспектор РККА, генерал-майор, композитор Семен Александрович Чернецкий. Имея профессиональное музыкальное образование, окончив консерваторию, С.А. Чернецкий серьезно подошел к насыщению репертуара и созданию встречных маршей.
Уже в 1925 году в войсках начал исполняться “Встречный марш Красной Армии”. Он полюбился всем за бодрый дух и пунктирный ритм, а мелодическую основу марша составила песня “Смело, товарищи, в ногу!”.
А в 1927 году появляется марш С.А. Чернецкого “Встречный марш ВВУЗов” (высших военных учебных заведений). Этот марш всегда исполнялся на московских парадах для встречи наркома обороны СССР Климента Ефремовича Ворошилова — с 1928-го по 1937 год.
Генерал С.А. Чернецкий строго следил за своим внешним видом и требовал того же от своих подчиненных. Он любил много репетировать с оркестром. Холеный, аккуратный, с тонкой талией (носил корсет для подчеркивания своей аристократической фигуры), — он являлся образцом для подражания.
Во время парадов на Красной площади С.А. Чернецкий стоял спиной к оркестру. И получалось, что главный дирижер Сводного оркестра дирижирует высшим руководством нашей страны, которое находилось в то время на Мавзолее.
Но пройдут годы, и… дирижер повернется лицом к оркестру.
При проведении парада министр обороны СССР совершал объезд по Красной площади, снова возвращался к месту построения парада, а затем поднимался на Мавзолей и произносил праздничную речь. До 1945 года Сводный оркестр исполнял при этом “Оду к радости” Людвига ван Бетховена. Но с 1945 года оркестр начал исполнять знаменитый финал “Славься!” из оперы Михаила Глинки “Иван Сусанин”. Музыка “Славься!” — ликующе-торжественная, эмоционально и политически отвечала требованиям ритуала.
“Приложил руку” к профессиональной обработке для военного оркестра музыки великого Глинки профессор Московской государственной консерватории Евгений Петрович Макаров.
Сегодня музыку Глинки заменили на песню Бориса Александрова “Да здравствует наша держава!”. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Сталинской премий Борис Александров вспоминал: “Песня была написана под впечатлением первой крупной победы наших войск под Москвой. Шла зима 1942 года. Родилась мелодия. Но не было стихов. И наш солист Александр Шилов (из Краснознаменного ансамбля песни и пляски) написал торжественно-светлые слова, слившиеся с мелодией, где нашли отражение ликование нашего народа, его суровость и мужество. Вскоре песня приняла участие в конкурсе на создание Гимна СССР…”
Так музыка Бориса Александрова “попала” в обеспечение военных парадов.
А музыка для военных оркестров продолжала создаваться многими композиторами, которые обогащали ее всё новыми и новыми элементами.
Профессор военно-дирижерского факультета Московской консерватории Николай Павлович Иванов-Радкевич сочиняет для духового оркестра цикл концертных маршей. Маршировать под них оказалось трудно, а вот слушать в концертных залах — одно удовольствие. Иванов-Радкевич первым из композиторов сумел поставить знак равенства между названием марша и его содержанием.
Героическому подвигу летчика капитана Гастелло, который повел свой горящий самолет на фашистскую колонну, посвящен марш “Капитан Гастелло”.
Опираясь на народную музыку, композитор сочинил марш “Родная Москва”, который пронизан любовью к Москве, к нашей столице, к сердцу Родины, защитить которую поднялся весь советский народ. Под влиянием былинных напевов и народных музыкальных тем, которые использовал в своих операх Н.А. Римский-Корсаков, Иванов-Радкевич сочинил марш “Народные мстители”. А четвертое произведение, вошедшее в этот необычный музыкальный цикл, сочиненный Ивановым-Радкевичем, стал марш под названием “Победный”.
Музыка, ноты, партитуры этих маршей сочинены в 1941—1942 годах, и пронизаны эти марши духом войны и нелегкой победы. Уверенность человека, сочинявшего эти мелодии, в освобождении Родины от фашисткой чумы чувствуется в каждой ноте. За этот музыкальный цикл автор был удостоен Государственной премии.
Следует вспомнить, что великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков, ведя преподавание в Петербургской консерватории, одновременно являлся и инспектором морских хоров гарнизона Кронштадт (так тогда назывались военные оркестры) и носил высокое звание “подполковник”.
Знаменитый авиамарш “Всё выше!” звучит более шестидесяти лет. Он впитал в себя легкость мелодической линии, и потому народ так полюбил его. Вместе с тем история создания марша обросла путаницей.
Автор слов “Авиамарша” поэт Павел Герман. Музыку написал Юлий Хайт. Первое публичное исполнение “Авиамарша” состоялось в 1920 году. А в августе 1933 года приказом Реввоенсовета песня “Всё выше!” была объявлена маршем Военно-воздушных Сил СССР. Популяризации “Авиамарша” и его распространению содействовало исполнение марша на парадах Сводным оркестром РККА, которым дирижировал Семен Чернецкий.
Мне запомнилось другое, связанное с “Авиамаршем”. В 1966 году я поступил учиться на военно-дирижерский факультет Московской консерватории и дважды в неделю по оркестровой практике мы изучали много различной маршевой музыки. На занятия приносили ноты, изданные в предвоенные годы (в красном твердом переплете), и мы, курсанты, подряд читали “ноты с листа”. Однажды, открыв ноты Ю. Хайта “Всё выше!”, вижу: написано сверху “Враг народа!”, а сами ноты залиты чернилами и сухим клеем… Я стал интересоваться историей марша у ветеранов военно-дирижерской службы и педагогов, давно работающих на факультете. Оказалось, (по первой версии) была у летчиков Люфтваффе своя любимая песня, мелодия которой странным образом напоминала этот наш советский марш “Всё выше!”. А по второй версии, припев из этого марша “Все выше, и выше, и выше…” был заимствован из немецкого концертного варьете, где немки пели эти слова, поднимая вверх свои юбчонки… Какова была судьба автора слов — мне неизвестно.
Нельзя не вспомнить и еще одно уникальное явление в военной музыке. Это “Прощание славянки” на музыку Василия Ивановича Агапкина. Рождение этого марша — кульминация, толчок большого общественного движения на Балканах за освобождение от турецкого ига. Агапкин, как композитор и военный капельмейстер, сумел вложить в это сочинение всю душу славянского народа.
Прошли годы. Уходит одно поколение за другим. Но как только начинает звучать марш “Прощание славянки”, душа всякого русского человека (убеленного сединами ветерана или молодого юноши в военной форме) начинает наполняться приливом счастья, доброты, радости и огромного уважения к своей Родине.
Продолжая традиции российских военных ритуалов, в Екатеринбурге создан Сводный духовой оркестр Екатеринбургского гарнизона, который вобрал в себя самых лучших и самых талантливых музыкантов-духовиков Урала. Главными дирижерами Сводного оркестра были одаренные музыканты и организаторы: заслуженный артист РФ полковник Александр Карпов и заслуженный артист РФ полковник Александр Павлов.
И каждый военный парад в столице Урала Сводный военный оркестр демонстрирует красоту воинских ритуалов и военной формы, прекрасное звучание духовых инструментов, строевую выправку и красоту дирижерских жестов.