Опубликовано в журнале Урал, номер 2, 2010
Попасть в сказку
Тамара Михеева. Асино лето: Повесть. — Челябинск: ООО “Анлим”; Издательство Марины Волковой, 2008.
Бывают такие книги, открываешь и слышишь — шумит море или грохочут горные обвалы, рокочут далекие грозы. Читаешь их и словно наяву видишь далекие страны, неизвестные миры. А открыв книгу Тамары Михеевой, попадаешь в лето и в сказку.
Детский оздоровительный лагерь “Святлячок”, куда приехала на все лето Прасковья Шустова (“Но можно просто Ася”), окруженный сосновым лесом, опоясанный речкой, оказывается местом совершенно необычным. Это целый мир, населенный сказочными существами и существами лагерного фольклора. Это и гномы, и феи, и Речной царь с царевной, и семейка ветров, и шорохи, и Угомон Костюша, и Белый монах, и чумсики, и хозяин Грозового дома — Грозовой человек, и даже Хозяйка лета — Царевна Лебедь. Все они вполне мирно сосуществуют в лагере и становятся верными помощниками главной героини.
Что нужно для того, чтобы попасть в сказку? Кому-то для этого нужен волшебный шкаф, кому-то волшебная книга. Но иногда достаточно веры в чудо, доброго сердца и отваги, как Асе. Встретить на сосне, куда улетела шляпа, настоящего, только не очень взрослого гнома Севку она, конечно, не ожидала. Она “смотрела на гнома Севу во все глаза. Ну, надо же! Настоящий гном! Славный такой, большеглазый, улыбчивый, рыжие вихры торчат из-под колпачка”. Но тут же приняла правила игры, и вслед за Севкой появись алый гном — Горыныч (“Мама так назвала… я такой умный, будто у меня три головы, как у Змея Горыныча”) и золотистый гном Еж (“потому что я — Еж”). Со знакомства с гномами и начались Асины приключения.
Казалось бы, что необычного может быть в засохшем цветке герани, который стоит на окне в комнате девочек седьмого отряда. “Звезда в августовский звездопад упала, давно еще, лет пять назад, и попала в цветочный горшок. Прижилась там. А из звезды герань выросла”. Но ухаживать за цветком поручили феям Марусе и Манюне, которые, как и все девчонки на свете, иногда забывают о важных поручениях. Цветок засох, а по лагерю стали ходить о нем страшные легенды: “Он проклят, — большеглазая вертлявая Алена смотрела очень серьезно. — Кто дотронется — через три дня умрет! И выбрасывать нельзя. Кто выбросит — тот тоже умрет, на месте”. И если легенда укрепится, доживет до следующего лета — цветок на самом деле будет проклят. Чтобы спасти волшебный цветок и помочь нерадивым Марусе и Манюне, Ася отправляется в свое первое приключение вместе с гномами. А в благодарность за спасенный цветок она получает способность летать.
Казалось бы — хорошая способность, но к добру она не привела. Колька Огурцов (Кукумбер) полез за ней на скалу и свалился оттуда. Врачи говорят: “Позвоночник поврежден. Если и выживет, ходить не сможет”. Помочь Кольке могло “только чудо!”.
И Ася с помощью гномов стала это чудо творить. Ей пришлось отправиться в Грозовой дом к страшному Грозовому человеку, поменять свою косу на живую воду у Речного царя, найти цветок папоротника в Кульпальскую ночь, расчистить старый лагерный сад. Ведь чудо просто так не дается! Чтобы его совершить, нужно проявить смелость и отвагу, собрать волю в кулак и не сдаваться, даже когда тебе очень трудно и очень страшно. А когда станет казаться, что силы уже на исходе и никакого чуда не получится — неожиданно придет помощь. Главное, верить и не сдаваться.
“Перестань все время спрашивать почему…” — это первый закон сказки. Поверь в нее, и сказка распахнется тебе навстречу, и заполнит твою жизнь, поможет совершить чудо.
Но книга эта наполнена не только безоглядной верой в небылицы и чудеса. Вместе со сказочными существами в ней живут и “обычные” люди со своими проблемами. Это и вожатая Лена, влюбленная в физрука Жору, и замечательный директор лагеря, отец Кольки Огурцова — Василий Николаевич, и Саша Лазарева — первая красавица в лагере, и Наташа Ястрова — капитан футбольной команды, и робкая Сашенька Рекунова, и “обезьянничающий” Мартыш, и верный Колькин друг Азат. Реальный мир настолько тесно переплетается с миром нереальным, что кажется — отдели один от другого — оба исчезнут. И когда приходит беда, по-настоящему большая, страшная, горькая, — оба мира, вместе, стараются её преодолеть. Потому что только так, только вместе можно с любой бедой, даже с самой большой на свете, справиться. Только благородство, любовь, самоотверженность, безоглядная вера в волшебство, в людей и труд могут помочь совершить чудо.
Мир этой повести необычайно теплый и светлый. Каждый герой в ней живет, опираясь на свою философию и житейскую мудрость. Поступки их находятся в логике и соответствии с тем миром, где они живут. И знакомство с эти миром заставляет по-новому взглянуть на мир окружающий: в самом обычном постараться увидеть необычное, суметь приглядеться, прислушаться к нему. В книге нет ни одного абсолютного злодея, отрицательного персонажа. Героиня в каждом из героев находит то единственное хорошее, необычайное, что делает его уже не пугающим и страшным, а например, просто одиноким (как в случае с Грозовым человеком). Отсутствие жестокости, злобы, пустых обид, несправедливости заставляют верить в торжество добра. А это важно для детской книги.
Кому-то эта книга может показаться излишне сентиментальной. Наверное, это можно назвать её главным недостатком. Но ведь и над книгами Лидии Чарской всплакнуло не одно поколение девиц не только младшего, но и изрядного возраста.
Волшебные приключения с верными друзьями и сверстниками, безудержная авторская фантазия, нарисовавшая этот сказочный и в то же время такой реальный и знакомый мир детского лагеря, хороший язык, простая жизненная мудрость: чудеса приходят к тем, кто их сам создает — вот необходимые слагаемые для сказочной детской повести. В этой книге они успешно сложились. Тамару Михееву можно назвать наследницей традиций А. Волкова, Л. Кассиля, И. Токмаковой, В. Крапивина…
Взрослого же эта книга заставит, возможно, вспомнить о том, что когда-то, когда деревья были большими… у меня тоже было такое лето. Так же вспыхивали в сосновых ветках солнечные искры, прыгали по полянам солнечнее зверята, мальчишки гоняли в футбол и дразнили девчонок. Были и костры, и чудеса, и полеты во сне и наяву, и приключения, и разбитые в кровь коленки, и ободраные локти. Были мечты, случались чудеса. А ведь то, что книга, хоть на мгновение, помогает вернуться в детство — это уже немало!
Ирина ПАВЛОВА