Опубликовано в журнале Урал, номер 5, 2007
Сергей Щекотов — фотожурналист, член Союза журналистов России, член Творческого союза “Фотоискусство” (Москва).
Случай, о котором идет речь, — это разовое объединение фотографов с художниками. Причем не с Союзом художников и не на территории официальных выставочных площадок, а с неформалами — на их территории!
7 января, 1989 год. На ул. Ленина, 11 неожиданно для екатеринбургского зрителя открывается большая выставка с названием “Фотографический калейдоскоп”. Большая, потому что впервые в одной экспозиции собрали около 400 произведений более чем восьмидесяти ведущих фотографов Свердловской области. Фотомастера городов Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Серова, Ревды и многих других городов области вдруг “оказались” под одной крышей.
К работе по организации, то есть просмотру, этой выставки непосредственное отношение имел художник Виктор Махотин и неформальная организация художников Екатеринбурга “ЭХО”.
Хочу заметить, что в 1989 году страна наша переживала так называемое перестроечное время. Слова “перестройка”, “ускорение” были на устах у каждого. Всем хотелось преобразований, быстрых изменений в жизни. Тогда в Свердловске не было ни Музея фотографии, ни различных дилеров, типа “Кодак”, “Фуджи”, “Никон” и иных известных в мире фотографии торговых брэндов. Фотографическая общественность Свердловска в отличие, скажем, от фотографов Пермской, Челябинской областей жила “хаотически”. В городе не было даже фотоклуба, коллективные фотовыставки проводились только под эгидой Союза журналистов России. Фотовыставка была для многих чем-то неосуществимым.
…В середине 1988 года три фотографа предложили мне организовать в Уральском госуниверситете фотовыставку, приуроченную к стопятидесятилетию со дня изобретения фотографии (да, была такая крупная дата в жизни фотографов). Желающих участвовать в фотовыставке оказалось около двадцати человек. Я не смог отказаться от этой идеи. Сформировал оргкомитет выставки. В него вошли наиболее известные фотографы. Через некоторое время к программе подключились профессиональные фотокорреспонденты (Союз журналистов), потом поступило предложение от бытовых фотографов города. Еще мне стали звонить детские фотоколлективы (их оказалось на выставке — пять).
Оргкомитет выставки пришлось расширить. Решено было сделать выставку не городской, а областной и провести в одном из выставочных залов Екатеринбурга (где мы будем проводить ее, я еще не знал). От меня фотографы потребовали быть директором этого вернисажа и выступить по телевидению, а также в газете “Вечерний Свердловск”, рассказать о работе.
Свердловское телевидение предоставило мне слово, а газета “Вечерний Свердловск” любезно опубликовала “Положение о выставке”. После этого началось что-то невероятное. Фотографии стали поступать на наш адрес десятками. Снимки прежде всего стали приходить от фотомастеров городов области. Именно этот факт всколыхнул членов оргкомитета. Началась работа по составлению разделов выставки, работа над экспозицией. Пошли бессонные ночи. Каждый член оргкомитета имел конкретную работу (отбирал фотографии по своей теме). Нас стала активно поддерживать пресса.
Мне предложили провести готовящуюся выставку на Станции вольных почт. Там в то время работали художники-неформалы, которые проводили собственные стихийные выставки, все бурлило, кипело. И заведовал художниками В. Махотин.
Надо сказать о том, что выставки свои художники “ЭХО” формировали так: дали клич, каждый желающий принес что хотел — выставили. Не надо никому ничего доказывать! Главное для художника — встреча с публикой.
В декабре 1988 года я предложил членам оргкомитета провести фотовыставку в особнячке на Ленина, 11, под эгидой Экспериментального художественного объединения — “ЭХО”. Не все члены оргкомитета поддержали эту идею. Хотелось им престижных площадок. Да и не нравился некоторым фотографам имидж “ЭХО” — неофициальный, самодеятельный, порой скандальный. Но большинство членов оргкомитета (около 20 человек) все-таки проголосовали “за”.
Там я познакомился с Львом Хабаровым — руководителем этой организации, а вскоре и с Виктором Махотиным — творческим лидером “ЭХО”, непосредственным организатором выставок, в том числе и нашего “Фотокалейдоскопа”.
Полгода шел организационный процесс, а выставка демонстрировалась меньше месяца — с 7 января по 31 января. Но это была, наверное, самая посещаемая фотовыставка, самая живая — судя по отзывам — фотоэкспозиция. Никто не ожидал, но зритель пошел — он шел утром, днем, вечером, каждый день! Конечно, определенная заслуга была в имидже “ЭХО”. У них уже был свой зритель, люди знали, что “эховцы” показывают что-то интересное. Но я думаю, народ пошел еще и потому, что это была первая выставка работ ведущих фотографов области.
Коллективные фотовыставки в Европе, к примеру, проводились уже в начале XX века. А тут — конец XX века! Но такова реальность — в городе, где не было системы коммерческих продаж фоторабот, не было в помине фотобанков и фотоагентств, не выходили издания по фотографии, в городе, где не было творческих объединений фотографов — появился “Фотокалейдоскоп”!
Потому-то фотографы несли и несли свои работы, им хотелось предложить на суд зрителя все самое лучше. Им, а не властям, которым фотография мало нужна. Вот почему вокруг выставки фотографии возник ажиотаж. Выставку посетило около шести тысяч зрителей, — сказал мне Махотин (он продавал на нее билеты).
На выставке демонстрировались фотографии по самым разным темам: ретро-история, фотожурналистика, социальная фотография, природа, портрет, натюрморт, архитектура и кое-что другое, что есть у фотографов в архивах. Наша фотовыставка была одной из многих выставок, которые проходили тогда на Станции вольных почт. Художники окружения Виктора Махотина, как и он сам, со всей душой отнеслись к выставке. Махотин и его коллеги-“эховцы” сразу же стали организовывать мероприятия, которые не были запланированы нашим оргкомитетом.
“Фотокалейдоскоп” стал местом сбора поэтов, музыкантов. Шли какие-то художественные “тусовки”. И как говорил мне потом Виктор: “Вы нам дали “Фотокалейдоскоп” — а мы, художники, сделаем все, чтобы был зритель! Всем должно быть ХОРОШО! Ведь мы все — творческие люди, и всем должно быть хорошо”. Говоря эти слова, он как-то по-махотински подмигивал одним глазом, улыбался — это вызывало доверие.
Ко мне, бывало, поступали жалобы от фотографов за “бардак”, творящийся на выставке, но я сказал Виктору: “Пусть все течет в том русле, в котором течет. В конце концов: за организацию выставки нам никто не платит. Мы делаем так, как хотим мы сами, как хотят наши авторы”. Я контролировал ситуацию.
Вспоминая это время, я всегда подчеркиваю, что “Фотокалейдоскоп” был организован без привлечения городских средств, город не затратил ни копейки денег. Все же мы пригласили в жюри областное управление культуры, редакцию газеты “Вечерний Свердловск”, Свердловское телевидение, факультет журналистики УрГУ, Союз журналистов России. Для оценки работ детских фотостудий привлекли учителей и учеников школы № 113 — известной своими творческими традициями.
А потом, через 20 дней после закрытия выставки на Ленина, 11, в ДК Горького было награждение. И члены жюри пришли с подарками, которые торжественно вручили лучшим фотографам-участникам.
Виктор Махотин видел, конечно, горящие глаза фотографов и воодушевленных зрителей, он сам был там, среди воодушевленной творческой публики. Я думаю, что во время выставки ему, наверное, часто приходилось не спать ночами, ведь он переживал за фотографов.
Выставка “Фотографический калейдоскоп” стала местом для встреч прежде всего самих фотографов. Через эту выставку фотографы Свердловской области вошли в новую, “перестроечную” жизнь.
Как-то Виктор мне говорит:
— Сергей, ты должен поставить вопрос о создании Галереи фотографии.
Махотин сразу предложил постоянное сотрудничество с “ЭХО”. Ему не хотелось расставаться с “Калейдоскопом”. …И вот на закрытии фотовыставки собралось около ста человек. Всех мучил один вопрос — что дальше?! Организовывать бесплатно такого рода фотовыставки, на энтузиазме, дело бесперспективное. Я это понял. Настроение членов оргкомитета я чувствовал всегда. И дальше вести оргработу мне не хотелось, ведь я почти случайно возглавил этот вернисаж. Продолжать сотрудничать с “эховцами” в планы мои также не входило. Денег, что заработали “эховцы” на “Фотокалейдоскопе”, я решил не брать.
На закрытии выставки я сказал, что в Екатеринбурге может быть создан Музей фотографии — по характеру этот Музей должен быть государственным и финансироваться из госсредств. Но по духу — общественным, как наш “Калейдоскоп”, как организация “ЭХО”. Собравшиеся поддержали меня. Было составлено письмо в Управление культуры Екатеринбурга о том, что нужен такой музей.
Это было какое-то таинственное действо! Все вдруг поверили в Музей! Я своими глазами видел, как мастера фотографии, дети-фотолюбители, студенты и разная публика подписывали это письмо. Трепетно передали его мне. На нем было около ста подписей. Я пообещал авторам “Фотокалейдоскопа” лично отнести это письмо к властям. И я сделал это. Начальником управление культуры был тогда Рублев. Оказалось, что он даже посетил “Фотокалейдоскоп” и ему понравилась фотовыставка.
Он внимательно выслушал меня и спросил:
— А сможете ли вы проводить фотовыставки ко Дню города Екатеринбурга на постоянной основе?
На что я ответил, что руководителем “Фотокалейдоскопа” стал случайно и что я профессиональный фотограф, а не организатор. Выставку я провел ради юбилея фотографии, потому что фотографы все несли и несли работы, не отпускали меня. На этом мы и расстались с руководителем городского управления культуры. Но я знаю, что разговор этот не остался втуне.
Появились люди, которые через три года создали Музей фотографии (как филиал Музея им. Я.М. Свердлова). Я знаю, что еще через некоторое время открытые фотофестивали Музея фотографии будут проводиться именно ко Дню города. И что интересно, Виктор Махотин будет работать художником в Музее истории Екатеринбурга и выполнять художественные работы, в том числе и для нового филиала — Музея фотографии.
Лет через десять после “Фотокалейдоскопа” я встретил Виктора в центре Екатеринбурга. Он сказал мне:
— Серега, пойдем ко мне в мастерскую, в гости!
Я, собственно, не понял, в чем дело, но пошел.
Мы пришли в захламленную мастерскую, где среди прочего было немало разных фотокартин.
—Я хочу выпить с тобой, Сергей! — сказал Виктор и налил мне в граненый стакан какого-то вина.
— Хочешь, так давай! — согласился я.
Посидели, поговорили о насущном и расстались.
Сто грамм вина от Виктора Махотина стали, наверное, для меня и, в моем лице, для всех участников “Калейдоскопа” своеобразным “фуршетом” от “эховцев”, а точнее, от НАСТОЯЩЕГО ХУДОЖНИКА ВИКТОРА МАХОТИНА за проведение первой коллективной выставки фотографов Среднего Урала. Это спустя много лет!
Виктор Махотин принадлежал к той категории людей, что душой переживают за все и вся. Так он вместе со мной переживал из-за того, что у фотографов нет своей галереи в Екатеринбурге. Он был очень чутким человеком. Его открытость, порядочность подкупали. Я не знаю, какое место он занимает среди екатеринбургских художников, но могу по своему опыту сказать: Махотин — коллективист, наделенный лучшими человеческими качествами. С ним было приятно, “уютно” общаться.
Я думаю, “Фотокалейдоскоп” выиграл оттого, что демонстрировался именно в обществе неформальных “эховцев”, а не на какой-нибудь официальной выставочной площадке. Благодаря Виктору выставка фотографов прошла в окружении творческих людей города. Это очень важно! Так и должно быть!
Я думаю, что организаторы сегодняшних фотофестивалей в Музее фотографии должны помнить о выставке “Фотокалейдоскоп”. Должны помнить и учитывать наш опыт! Я хочу назвать имена наиболее активных участников оргкомитета “Фотокалейдоскопа”: В. Холостых, Е. Бирюков, А. Нагибин, А. Павлов, И. Иванов, Ю. Борисихин, А. Черей, С. Новиков, А. Грахов, В. Ветлугин, В. Лесенко, С. Фоминых, В. Казаков, В. Шур.
P.S.
Все заработанные от продажи билетов деньги оставались в “ЭХО”. Но был один случай исключение — московская командировка журналиста по фамилии Горбачев. Я попросил директора, Льва Хабарова, оплатить командировку этого московского журналиста из заработанных на нашей выставке средств. Журналист этот каким-то образом оказался в Екатеринбурге и настойчиво просил, умолял профинансировать его поездку в Москву. Взамен обещал написать про нашу выставку в московский журнал “Советское фото”. Я дал такое разрешение. Журналист этот написал небольшую заметку, взяв у меня снимки о выставке. Копию заметки он мне представил. Журнал, к сожалению, наш материал о выставке не поместил. Москвичи есть москвичи!