Составитель К. Богомолов
Опубликовано в журнале Урал, номер 3, 2007
Георгий Кетов. Путешествие из Екатеринбурга в Москву. Книга. Графика. Живопись. — Екатеринбург, 2006. — 128 с.
В былые годы руками художника Георгия Кетова было создано множество книг Средне-Уральского издательства, где он более двадцати лет, вплоть до горбачевской перестройки, возглавлял отдел оформления. Закономерно, что нынешняя книга выпущена в авторском оформлении и при участии родного издательства, которое, правда, не значится в выходных данных.
Как видно уже из подзаголовка, “книга” переходит в этом издании в альбом, в котором собраны яркие и оригинальные, под лубок, художественные работы, включая иллюстрации к русским народным сказкам и сказам Бажова. Собственно же “книга” — это мемуарные записки и заметки, принципиально и намеренно не собранные в единое повествовательное полотно. Георгий Кетов остается неизменно лаконичен, хотя за плечами у него почти вся советская эпоха с ее раскулачиванием, лагерями, Отечественной войной и последующей мирной жизнью.
“Кира Ивановна Карпенко работала секретарем, когда в издательстве часто бывал Бажов. Я приходил в приемную, садился напротив нее — просил рассказать. Кира Ивановна вспоминала разные случаи их встреч.
“Что это у вас, Павел Петрович, в карманах? Они всегда оттопырены. Сумка чем-то набита?” — однажды спросила я.
“Кира Ивановна, все мое всегда со мной. Если скажут: собирайся! А я уже и готов”.
— Гигант. Великан, — сказал я.
Она захохотала и отвалилась на спинку стула:
— Он гном… почти гном… вам до плеча!”
Николай Никонов. Собрание сочинений в 9 т. Т. 1. Солнышко в березах. Повести. — Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2006. — 624 с.
Открывающий собрание том, помимо заглавной повести, включает в себя “Глагол несовершенного вида” и “Мой рабочий одиннадцатый”. Работа над многотомником идет быстро, так что вслед за первым томом в считанные месяцы должны объявиться и все остальные.
При подготовке издания составители отказались от хронологического принципа, — но такова была воля писателя, при жизни, еще в 90-х гг. минувшего века, составившего подробный план своего собрания сочинений.
“Я убежден, что возвращение Николая Никонова глубоко оправдано: он выразил драматизм переломного периода российской истории… глубже, нежели другие писатели, на время становившиеся кумирами читающей публики… нынче повести, рассказы, романы Никонова, его большие познавательно-публицистические работы представляются даже более актуальными, нежели при первом своем появлении в свет”, — пишет в завершении своей вступительной статьи Валентин Лукьянин, в бытность которого главным редактором “Урала” как раз и появились в свет многие журнальные страницы с никоновскими первопубликациями.
Александръ Дунаенко. На снегу розовый свет… Рассказы и стихи. — Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2006. — 320 с.
Книга почти неизвестного нам автора, который отчего-то ставит “Ер” на конце своего имени. Между тем, судя по предисловиям, которых целых три — и все три дамские, — в нестройном полку эротических писателей крепко прибыло: “Автор как будто провоцирует читателя предельной откровенностью, он не знает неловкости в описании самого-самого, тех тайников, на подступах к которым иной сочинитель вдруг скатывается до ужимок и подмигиваний или пошлости”. “Его самые откровенные описания полны наилучших символов…”
Первый прозаический раздел автор уверенно называет “Темные аллеи”, следующий — “Декамерон”, но тени Бунина и Боккаччо лишний раз не тревожит. В довесок предлагается маленький карманный раздел “Случайные стихи”.
Какая разница, куда
Тебе его попала сперма?
Меня любила ты тогда,
Душою мне осталась верной.
Наверное, такие вот стихи все-таки не бывают случайными, если только автор не пытается каламбурить с эпитетом.
Юрий Папин. Цвета России. Стихи и поэмы. — Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2006. — 216 с.
Из редакционной заметки, открывающей сборник, можно узнать, что тюменский автор — не только доктор геолого-минералогических наук и профессор, но и основоположник биниологии, “междисциплинарной науки о парности в структуре объектов материального мира”.
“Разумеется, в литературном творчестве Ю. Папина не могли не найти отражение его научные искания… многие стихотворения в том или ином виде касаются феномена парности в природе, единства в их противоположности”, — пишет во вступительной статье под названием “Поэт-ученый” С. Ломакин. И поэт-ученый не раз подтверждает это наблюдение:
Не разделиться ничему,
хоть все и надвое делимо.
Пусть принцип этот не пойму,
но им все в мире объяснимо.
Завершается сборник поэмой в главах “Тундра”.
Не назвать тундру мягкой и кроткой,
но повсюду покрытая мхом,
грациознее павы в походке —
за которой мы следом идем.
И так далее.
Обложка “Цветов России” оформлена так, что, в прямом соответствии с заголовком, парна российскому триколору.
Александр Шатрабаев. Гололед. Стихи. — Екатеринбург: Ривера, 2006. — 240 с.
Бывает так, что и не узнаешь о существовании издательства со звучным и далеким именем “Ривера”, пока не возьмешь в руки книжицу, подобную этой. Между тем свои книги А. Шатрабаев издает с завидным постоянством, эта — десятая за недолгий, видимо, срок. Особое внимание продуктивный автор уделяет коротким поэтическим высказываниям, в частности, четверостишиям.
Пускай твердят, что я старался даром…
Скрипел пером, не ведая ночей.
С напрасной верой в то… где гонораром
Мне будет место в памяти людей.
Любовь Стасюк. Ангел у виска. Стихотворения. — Екатеринбург: мАрАфон, 2006. — 44 с.
Четвертая поэтическая книжка Любови Стасюк — и очередная в “марафоновской” серии.
…Вещей в уютном старом крове
Не перечесть, во всем — запас…
Но пестик в ступке наготове
Всегда у времени для нас…
Андрей Санников. Луна сломалась. Легкие стихи. — Нижний Тагил: КонтраБанда, 2006/2007. — 60 с.
Книжка из тех, которые живут не одними буквами: тагильские “контрабандисты” свою поэтическую серию издают, не скупясь ни на хорошую бумагу и полиграфию, ни на дизайн, включающий всякие трюки, так что стихи А. Санникова оказываются впечатаны в полосы некой упоительно-советской газеты “Химик” за 1965 год. Из социопоэтики 65-го года его “легкие стихи” выпирают, как декадентский абсент из ящика с веселым “Буратино”, а в нынешний контекст “тагильской школы” ложатся как родные — и уж точно как двоюродные. Рецензия на книгу появится в одном из ближайших номеров “Урала”.
прозрачные мясные тополя
(у каждого в кишечнике земля)
идут через какие-то поля
а в небе вместо разных облаков
немного целлофановых кульков
Составитель Константин БОГОМОЛОВ