Опубликовано в журнале Урал, номер 12, 2007
Евгений Ройзман. “Сила в правде”. Дневник депутата Государственной думы. — Екатеринбург: Издательская группа “Колумб”, 2007 год, 608 стр.
Первые слова этой книги: “Добрым людям посвящается”.
Эта книга — вся из Любви. Здесь автор — будто взлохмаченный, сердитый, непримиримый, но влюбленный мальчишка. Он не делит мир на серое с черным и серое с белым. Для него мир — либо черный, либо белый. Ройзман абсолютный максималист: кто не с нами — тот против нас. Если ты врешь — ты подлец, тебе надо бить морду. Если ты хороший человек (Ройзман пишет — “позитивный”), значит, ты — хороший человек. Ройзман как никто любит свою Родину, Россию и Урал. И он понимает, что любить — это не говорить красивые слова и целовать всех со слюнями на бороде взасос, а что-то конкретно делать.
Эта книга — почти детектив, детектив с продолжением, и никто, даже автор, не знает, как лихо будут продолжаться события. А они продолжаются, и, прочитав всю книгу, вы можете войти в Живой Журнал в Интернете, найти блог Евгения Ройзмана и прочесть — что было дальше, и что происходит каждый день сегодня, и что будет завтра.
Книга эта и есть Интернет-дневник поэта, политика и государственного деятеля Евгения Ройзмана.
В аннотации к книге говорится: “Эта книга — дневник, в котором отражена работа депутата в Госдуме и в общественных приемных Екатеринбурга и Свердловской области, а также деятельность фондов “Город без наркотиков” и “Трезвый город”, научная работа музея “Невьянская икона”, создание нового проекта “Музей замечательных художников”, увлекательные рассказы о путешествиях по стране, участие в ралли, поэтические страницы. В ней много личных моментов, в том числе и жесткая декларация личного отношения к известным персоналиям и событиям. В книге показано, что человек при всех обстоятельствах способен оставаться самим собой, и при определенных условиях это становится основной задачей”.
На одной из страниц читаем: “Я живу в этом городе сорок четыре года! Я читал стихи на площадях, открывал музеи, издавал книги, спасал детские дома, помогал людям, сносил цыганские особняки, строил корты и детские площадки, боролся с наркоторговцами и продажными ментами, да много еще чего удавалось мне сделать полезного в своем городе …”
Ройзман — поразительная личность, очень харизматичная, глубокая, неоднозначная. Его многообразная деятельность здесь, на Урале, известна каждому и почти каждый может высказаться о Ройзмане. Столько любви и благодарности получает Ройзман от людей, и ровно столько же вокруг него глубокого непонимания, вражды, ненависти. Согласитесь, что такое полярное отношение к себе может вызывать только крайне неординарная личность.
В этой книге много человеческой боли. Один за другим перед нами проходят безымянные люди со своими проблемами, “болячками” (Ройзман почти не называет никого по имени), но читатель знает, что это не выдумано, что это правда и правда то, что каждому, у кого болит, кому плохо — Ройзман поможет. Кому-то больше, кому-то меньше, но обязательно он поучаствует в его судьбе, не останется равнодушным.
У автора, как говорили раньше, “активная жизненная позиция”. А точнее — Ройзман строит судьбу свою и людей так, как надо: по совести, по-человечески, по-людски. Для этого он и совершает поступки. Он не клянется в любви к народу и к России, а просто, любя, делает конкретные дела для людей.
“Отец порол меня ремнем. Было обидно. Однажды я с ним заговорил об этом. Отец сказал: “А что, плохо? Видишь, какой ты вырос”.
Конечно, Ройзман многого не договаривает, не всё рассказывает, и читатель понимает это.
Каждый найдет в этой книге то, что ему интересно. Если вам интересно о поэтах, об уральской поэзии (а Ройзман сам один из интереснейших поэтов Урала) — об этом подробно говорит Ройзман, рассказывая о Касимове, Рыжем, Кальпиди. Если вас интересуют художники Урала — то вы найдете здесь рассказы, исполненные огромной любви к уральским художникам — Брусиловского, Махотину, Воловичу.
Здесь в каждой строчке есть редкостный человек, невероятно влюбленный в жизнь. Удивительная книга. Поразительный автор. Поразительный человек. Кажется, что таких сегодня вообще не бывает.
Николай Коляда