Опубликовано в журнале Урал, номер 7, 2006
Любовь Отраднова. С любовью к Вам! Сборник стихотворений. — Реж, 2005 г.
Странное, очень странное чувство остаётся по прочтении этой книги. Такое впечатление, будто пролистал какой-нибудь девичий дневник с мегашедеврами вроде “В двенадцать лет любовь опасна, в пятнадцать лет любовь вредна, в семнадцать лет любовь прекрасна, запомни это навсегда”. Впрочем, и оформление — обилие цветочных вставок-открыток, нарисованные на страничках цветочки и листики — весьма соответствует.
В предисловии автор называет Сергея Есенина своим любимым поэтом — его творчеством Любовь Отраднова восхищалась ещё в детстве. Что ж, прекрасно. Только вот беда — за обманчиво простой формой у Есенина зачастую скрыт смысл глубокий и тяжёлый. Сергей Александрович — он ведь не только про покос возле берёз писал. Автор же “С любовью к Вам!” только форму и перенимает. Да и то плохо. Даже когда пишет о вещах, в общем-то, серьёзных. Содержание и форма — они ж связаны должны быть, огрехи в форме сразу же бьют по содержанию, каким бы серьёзным и глубоким оно ни зявлено. И когда посередь стихотворения о Великой Отечественной войне натыкаешься на что-нибудь вроде “…минные засады на полях” — в лучшем случае разбирает здоровый смех. Либо уж минные поля, либо засады на минных полях… А строчки из “Божественного посланца”, посвящённого памяти Игоря Талькова (которого так называть, пожалуй, всё же не стоило)? “Он пел и чувствовал о доле риска…”, “Смотрю в его глаза с обложки диска…” Кто с обложки диска-то смотрит, “кто на ком стоял”? Такие ляпы попадаются на каждом, так сказать, шагу: “Ломился враг, как очумевший бык”, “…пила как дьявол. “Беломор” курила. А трезвая была ещё мрачней”. Что-то байроническое, не правда ли… Нельзя не отметить и стихотворение “Память о любимом поэте”, собранное из с мясом выдранных цитат (понятно, из стихов какого автора).
Естественно, что никакая это не поэзия, а зарифмованные (довольно неумело) размышления автора о вечных ценностях. Да и необязательно о них. Вся книга — это сборник песен акына: что вижу, про то и пою. Про Реж родной, про погоду, про природу… Другое дело, как к этому явлению относиться. В том смысле, что относится к этому можно нормально. Ну, пишет автор такие вот “стихи”. Ну, публикует их тиражом 200 экземпляров, дабы раздарить друзьям и родственникам. Что плохого-то? Главное, не лезет в классики, не требует “Избранного” за государственный счет, не претендует на премии, будь то имени Нобеля или, допустим, Бажова. Чего ни скажешь об отдельных уральских стихотворцах, регулярно публикуемых в “ураловской” рубрике “Граф Хвостов”. Да и не в ней одной.
Александр ЗЕРНОВ