Опубликовано в журнале Урал, номер 4, 2006
Надежда Смирнова. Не спалось душе моей…: Стихотворения/ Сост. Ю. Казарин. — Екатеринбург: Изд-во “Союз писателей”, 2005 —36 с.
Эта небольшая по объему книжица в ряду других современных поэтических книг являет собой истинную ценность. Так я смею утверждать потому, что в ней отражено самое устойчивое во времени, самое дорогое в ценностной своей совокупности, самое приятное в своей узнаваемости — народное сознание. Это не приверженность архаичной речи, не воспоминание о былом да о детстве — нет, это взгляд из настоящего времени в настоящее же время и в настоящее по сути явление жизни и только потом взгляд в прошлое этого явления. В самом ракурсе взгляда Н. Смирновой заключено ощущение жизни, ощущение утраты чего-то дорогого. И важно, что это ощущение не имеет ни надрыва, ни укора. Собственно, в этом и заключено народное сознание. Когда оно есть в стихах поэта — это вот и дорого: для взгляда вообще, для картины, для впечатления о том или ином времени:
…Жаркое пламя гудело, пахло стальным листом,
Платформы, гружённые шлаком, ползли под мостом.
Мальчишки с обрыва ныряли, не зная о том,
Что будет с рекою, с заводом, со мною и с ними потом.
В стихах, которые можно отнести к любовной лирике, Н. Смирнова застенчива и целомудренна. Говоря об объекте любви, слово “любовь” она не произносит, но не может не сказать о сладкой ли, о горькой ли душевной своей боли. Это русский обычай, это русская песенная и литературная традиция:
Уснуть с улыбкой на устах
и, обернувшись тёмной тенью,
бежать по городу сквозь страх
от сновиденья к сновиденью.
Неуловимое ловя,
листать, листать чужие лица
и точно знать, что боль моя
не стихнет и не повторится.
Найти и снова потерять,
но вдруг лицом к лицу столкнуться,
заплакать, как ребёнок в пять,
и с именем твоим проснуться.
Скрывать любовь, но не суметь скрыть её во сне, признаться невольно — это ведь тоже русская народная традиция. Потому настоящий поэт прячет её в иносказании, метафоре, олицетворении или в гиперболе, как в этом стихотворении.
Есть в книге несколько стихотворений, написанных в народном стиле — как русская народная стихотворная потешка: “За сарай, за стог у речки,/ За Ивана-дурака,/ За трубу от банной печки/ Зацепились облака…” От стихотворения “Калиновым огнем отполыхала осень…” прямо-таки веет русским духом. И живопись его выполнена старинным русским слогом, однако оно не выглядит устаревшим и архаичным. Если бы его написал в конце XIX века Бунин, новаторы слова сказали бы, что это старо, если бы оно было написано в начале XX века Есениным, они сказали бы то же самое. О стихотворении Надежды Смирновой скажу, что оно наполнено ощущениями и переживаниями жизни, это не старая, а вечная картина бытия на российских просторах. Потому оно не имеет ни возраста, ни срока:
…В углу, в тепле, пыхтит, вздыхая, дёжа,
покрытая льняным некрашеным холстом.
А за окном шуршит из белых мух одёжа
и ластится к земле. Бирюк, рыча и ёжась,
алтынами сверкнув, с тоской глядит на дом.
Алексей КУЗИН