Опубликовано в журнале Урал, номер 9, 2005
В последнее время дискуссии о новых пространствах в современном искусстве стали если не привычными, то регулярными. В этом ракурсе можно обсуждать большинство местных арт-акций, обычно молодежных, так как все они неизменно стремятся к раскрытию необычного в обыденности и наоборот. А можно задуматься над фактом проведения рок-концерта не на улице, не в переходе, не в клубе, а на сцене театра! Факт этот стал возможен в силу самобытности такого явления, как “Курара”.
Из прошлого
Ротов, Кудрявцев, Облеухов и Ягодин — четверка талантливых, о которой совсем не хочется рассказывать историю возникновения, биографические тонкости и личностные подробности. Хочется говорить о результате, собственно ради которого все и затевалось. Однажды Олег Ягодин поступил в Театральный институт. Случилось так, что главный идейщик Юра Облеухов там уже учился и искал единомышленников для собственного музыкального творчества. Они встретились и, обмениваясь креативом, стали творить. Постепенно этот тандем получил наиболее продуктивную форму: Олег — стихи, Юра — музыка.
С исторической точки зрения можно еще добавить факт переименования, которое, как известно, не бывает случайным. Когда-то отличавшиеся многообразием этнических мотивов “Шаманны” превратились в “Курару”. Как сказал однажды Ягодин, “песни стали более электронными и жесткими”, поэтому и название стало другим, “ядовитым”.
Противоречивый кураж
Или драйв, или неповторимая энергетика — этими понятиями можно было бы определить то, что творится на выступлениях “Курары”, если бы они (понятия в смысле) не были столь малоговорящими и субъективными. “Е2-Е4”, “Водолей”, “Playnet”, “Купец” в пятницу — только некоторые из городских площадок, “зараженные” “Курарой”.
Когда-то взаимодействие с музыкальным инструментом назвали Игрой. Сегодня словосочетание “играть на чем-то, играть что-то” — слишком устойчиво и незаменимо, чтобы задумываться об изначальном смысле глагола. “Курара” уникальны тем, что своими выступлениями как будто обнажает понятие Игры в высшем смысле, подчеркивает сакральное начало любого творчества. Поэтому их концерт — всегда живая импровизация, пусть даже давно знакомых композиций. Каждый раз на сцене — неповторимость интонаций, особость ощущений, точное выражение своеобразной, только что появившейся эмоции. А еще маракасы, барабаны, игра голосом… Это создает атмосферу процесса, постоянного движения, поиска и личной включенности каждого слушающего в этот поиск. Такие впечатления двояки: они и от Игры, и от самой музыки. Той музыки, которая в одиночестве рождает странные мысли и сомнения, светлую радость и сердитость на банальность, в случайной толпе — удивление, а в толпе поклонников — безудержный всплеск эмоций, в основе которого все же — только позитив.
За прошедший год “Курара” освоила новую и самую неожиданную площадку — “Коляда-Театр”. Как это произошло и зачем, не столь важно, а значим факт небывалой по своему составу тусовки заинтересованных: здесь оказывались и актеры, и журналисты, и критики, и литераторы, и другие музыканты, — все они не просто поклонники, а друзья! Душевно, одним словом.
“Здравствуйте, дети!”
Так приветствовала “Курара” всех нетерпеливо ожидавших тот самый зелененький, совершенно затейливо оформленный альбом. Помните, как раньше, рекламируя что угодно, говорили: “Тут каждый найдет что-то по душе!” Так вот, как бы банально это ни звучало, но сложно найти того, кому в альбоме “Курары” не понравилась хотя бы одна композиция. Можно часами, но лучше с перерывами на реальность, слушать слова и поражаться их точности, глубине и при этом невероятной красочности и окказиональности. Они говорят о том, что сейчас, здесь, вокруг, но всегда с крупицами тотальности. Можно считывать только музыкальный фон, постоянно как будто убегающий, уносящий куда-то и будоражащий самое сокровенное. А если захватывает и то, и другое, то еще долгое время будешь возвращаться мыслями и эмоциями исключительно к этому альбому, способному на время искоренять желание послушать что-то другое. Почитайте на развороте в альбоме все тексты песен — это единое пространство чего-то непрерывного, оформленного чуть ли не в философию, символичного и откровенно говорящего одновременно:
Небо манит
Сердце стонет
Мир в кармане
Солнце на ладони
Признак глубины творчества — это возможность любого потребителя считывать его на каком-то своем уровне. Альбом “Курары” одни воспринимают просто как хорошую музыку, качественно обработанную, а другие, в чем-то посвященные “екатеринбюргеры”, видят свое.
В нем покоряет наш местный колорит, городские, так сказать, архетипы — слова-указатели, которые приятно узнавать и понимать нечто большее. И тогда — “радугой проснется сердце…”!
“С душою дельфинячей”
Фраза о том, что Ягодин — гениальный актер и музыкант — уже аксиоматична. О том, что, увидев его на сцене только раз, впечатлишься и придешь снова, — уже написано. Для него музыка и театр не существуют раздельно, наверное, именно поэтому получается такая игра и такая музыка! Все это связано главным образом со способностью выражаться свободно — без условностей, без предрассудков и ограничений. Возможно, что такие качества — главный подарок театрального образования. А музыка и “Коляда-Театр” — правильные этапы реализации этих уникальных способностей. Именно Коляда, потому что, как Олег не раз говорил, он “бросает в море — и плыви” — этим самым и делая свой театр единственно живым и тонким по создаваемой атмосфере.
Ягодин харизматичен. И харизма его не только в неких жизненных установках, которые удивляют своей простотой, но при этом способностью соответствовать этой простоте, философичностью, но очень включенной в реальный быт.
Эта харизма в том, что он живет пластикой. Он как будто на пружинах, в постоянном движении, которое по-своему выражается и в Хлестакове, и в Прищепе, и в Момо, и в “Здравствуйте, дети!” и в каждом “Привет!”, и в любом жесте и слове. Оттого и тексты всех песен сочны и пластичны. Оттого и каждая новая роль — это радость, рождение новых жестов, новых реакций, новых эмоций. “Пластилиновый” Ягодин покоряет тем, что и на сцене, и в коридоре умеет принимать любую нужную форму. Но какая она будет на этот раз — четко определяет всегда сам.
В альбоме “Курары” среди лиц, каким-то образом способствующих его созданию, рядом значатся фамилии и музыкальной, и театральной, и художественной богемы города. А еще говорится спасибо за вдохновение Первоуральску, Ижевску, Сысерти, Москве, Екатеринбургу…
Такое ощущение, что “Курара” — где-то в центре всего самого-самого, и весь мир у них, действительно, где-то “в кармане”!