Опубликовано в журнале Урал, номер 9, 2005
В магазине.
Покупатель: Почему у вас колбаса называется “молодежной”?
Продавец (мрачно). Потому что ее из молодежи делают …
Старый анекдот советских времен.
Как говорили Ильф и Петров: “Подведем итоги, пока итоги не подвели нас”.
Но с чего бы, собственно говоря, я решил подводить итоги, ведь никто меня об этом не просит? А вот просто сам решил оглянуться: что сделано и не сделано за шесть лет обновленного журнала? Да и вообще, стоит, наверное, хотя бы раз отчитаться перед всеми уважаемыми подписчиками, как перед честными налогоплательщиками, за те деньги, которые регулярно (спасибо Уредителю!) выделяются из бюджета Свердловской области на издание журнала “Урал”. И вообще, есть ли какой-то смысл в том, что где-то в провинции раз в месяц выходит толстый (265 страниц!) литературный журнал? Кого поддерживает журнал морально и, что немаловажно, финансово?
Постараюсь ответить.
Шесть лет назад я стал главным редактором журнала. Светлое было время! В 1999 году на Дне города вся редакция журнала “Урал” вышла по зову сердца (и главного редактора) на “плотинку”. Мы продавали свежие номера журналов, подписывали всех желающих — их было немало. Подходили люди, удивлялись: неужели есть еще такой журнал, неужели существует?
Наверняка сейчас уже не помнит известная писательница Ольга Славникова, работавшая тогда в журнале, как она ходила по “плотинке” “бутербродом: была сделана такая доска, которая надевалась на шею, а на доске — надпись: “Подпишись на журнал “Урал”!”. Надевал эти доски “для прикола” и не менее известный, чем Славникова, писатель Валерий Исхаков. Впрочем — вся редакция попеременно ходила так по “плотинке”. Было весело, потому что в редакции журнала стало что-то происходить, начиналась новая жизнь.
Позже были многочисленные выезды в библиотеки, выступления по радио и ТВ, было даже так, что коллектив редакции стоял на ступеньках главпочтамта, а впереди главный редактор кричал в мегафон, чтоб народ подписывался бы на журнал “Урал”. За нашими спинами стоял ансамбль песни Кировского общества инвалидов “Вдохновение” и пел русские народные песни. Это было красиво: трамваи и автобусы останавливались, прохожие смотрели на нас, открыв рты.
Потом все вместе мы сбрасывали снег с крыши, ремонтировали помещение, меняли всю аппаратуру, закупали компьютеры, ксероксы, принтеры. Менялся и состав редакции — нормальное дело.
Когда началась акция “Спасем “Урал!”, вся творческая интеллигенция города пришла к нам в редакцию на четвертый этаж, чтобы поддержать журнал. Народу было так много на этом “митинге”, что люди стояли на лестнице. Спасибо всем за поддержку. У нас бы ничего не вышло, если бы не всеобщая помощь. А помогали все. Ни за что этого не забуду. Как не забуду и слов директора одного банка, которого я просил о помощи: “Раз у вас нет денег, чтобы держать журнал “на плаву” — забейте редакцию досками и разойдитесь по домам”. И эти слова я запомнил.
“Урал” был спасен — без помощи этаких вот директоров.
Первый номер в обновленном журнале был августовский. Самое ужасное в том далеком 99-ом было не отсутствие денег, а то, что не было рукописей, которые можно было бы поставить в номер. И тогда был кинут клич, чтоб молодежь тащила в редакцию свои “шедевры” и “шедевров” набралось немало. Так в сентябре 1999 года появился первый молодежный номер, этакая “колбаса молодежная”.
Мне радостно, что именно тогда редакция заметила и отметила молодых, талантливых людей: Анну Матвееву, Елену Тиновскую, Дмитрия Шкарина и многих, многих других. Впрочем, подробнее об этом читайте в статье Андрея Ильенкова — на следующей странице.
Сегодня в редакции всё достаточно благополучно, а самое главное — у нас есть огромное количество хороших текстов, из которых можно выбирать лучшее для свежего номера. Есть и ошибки в работе, но как без них в живом деле.
Выпуская очередной “молодежный” номер журнала, я очень надеюсь, что у всех этих молодых писателей, кто “засветится” на страницах “Урала” — большая творческая судьба. Мне хочется в это верить.
Как-то моя вступительная статья стала больше похожа на новогоднее поздравление Президента РФ, и потому я прекращаю свою речь и ненужный пафос, который возник у меня в душе всего лишь от радости, что для молодежного номера нашлось так много талантливых текстов.
Давайте посмотрим, кто пришел.
Николай Коляда, главный редактор журнала “Урал”