Опубликовано в журнале Урал, номер 11, 2005
След на всю жизнь
Шадринск военной поры. Книга третья / Сост. и отв. ред. С.Б. Борисов. — Шадринск: Изд-во “ПО “Исеть””, 2005.
К 60-летию Победы Шадринское общество краеведов совместно с Шадринским пединститутом и городским госархивом выпустило сборник “Шадринск военной поры”. Он заявлен как третья книга одноименного издания, вышедшего десятилетием ранее — к полувековому юбилею великого праздника. Разумеется, ее составителем стал С.Б. Борисов, чье имя известно каждому, кто хоть немного знаком с кипучей деятельностью многочисленных исследователей быта и бытия зауральского “города-государства” (именно так отозвался некогда о родном Шадринске проректор ШГПИ В.В. Иванихин).
Собранные в сборнике материалы о жизни города в 1941—1945 годах тематически объединены в несколько разделов. Книгу открывают статьи о базировавшихся в Шадринске военных училищах и различных воинских подразделениях, в числе которых были и учебно-летная авиаэскадрилья, и школа авиационных механиков, и стрелковый полк. Далее речь идет о работе шадринцев-подростков, едва закончивших школу-семилетку, — на городских предприятиях (прежде всего на ШААЗиСе — Шадринском автоагрегатном заводе имени Сталина). Отдельный раздел составили публикации о деятельности образовательных и воспитательных учреждений города — педагогического и учительского институтов, средних и профильных школ, техникумов. И, наконец, завершают книгу разделы “Повседневная жизнь людей” и “Шадринск глазами эвакуированных” — воспоминания о начале войны, о военном детстве, запомнившемся не только тяжелой работой, болезнями близких, голодом и очередями за хлебом, но и празднованиями Нового года, мамиными “рассказами потихоньку” о Рождестве, картошкой, впервые выращенной собственноручно, и, конечно, известием о долгожданной, выстраданной Победе.
Бытовые реалии военного времени, о которых говорят авторы статей сборника, знакомы и нам — в основном, по книгам и фильмам. Но “Шадринск военной поры” — именно книга-хроника, собранная из обрывков воспоминаний людей, переживших то время. Их речь, конечно, обработана редактором. Но обрывочность, хроникальность сохранены.
“Наша бригада состояла из десяти 16-летних пареньков. Нас — учеников токарей и слесарей — осенью 1941 года направили работать на строительство, где не хватало людей. В то время на месте шадринского завода имени Второй пятилетки создавался оборонный завод. Нашим рабочим инструментом стали ломы, лопаты и носилки…”
“При перекопке весной огорода собирали мороженую картошку. Мама делала из нее нам лепешки. Мы ели их и припевали: “Девочкам — лепешки из гнилой картошки, а мальчикам-дуракам — толстой палкой по бокам”. Еще мама готовила кисель из овсяной лузги… Вкус лепешек, киселя, печеной картошки сохранился до сих пор…”
“Хотя работали у нас одни подростки 13—16 лет, но по законам военного времени режим работы соблюдался неукоснительно. За малейшее нарушение трудовой дисциплины, за опоздание — под суд. Я тоже пережила такую вот участь в свои неполные 16 лет. А случилось вот что. Я ночевала у своей подруги в Осеево. Радио в доме у нее не было, и я проспала. Всю дорогу бежала бегом и все равно опоздала минут на пять. Сторож дядя Миша кричит: “Давай, дочка, быстрее, опаздываешь!” Составили акт и передали дело в суд. За такое нарушение меня должны были на полгода посадить в тюрьму…”
“Наш цех располагался на втором этаже здания по улице Комсомольской (напротив здания бывшего кинотеатра “Родина”). Хорошо помню свою бригаду. Девчонки — без опыта работы, без опыта жизни… Это была единая, большая, дружная семья… Иногда (правда, редко) в перерыв бегали в городской сад на танцы. Работали столько, сколько надо, не считаясь со временем. Надо — значит надо!..”
В конце издания даны краткие сведения об авторах публикаций (к сожалению, не о всех), в основном это преподаватели шадринских школ, техникумов, вузов, во время войны бывшие еще детьми, подростками. Вообще, в сборнике содержится очень много фамилий, причем видно, что к каждой из них редакторы отнеслись как к части истории: они бережно собирали все имена, всплывавшие в памяти рассказчиков, и (если было возможно) скрупулезно уточняли данные об этих людях.
“Шадринск военной поры” стал в первую очередь книгой о людях — “простых и рядовых”. Сегодня их жизнь действительно кажется скорее подвигом, чем “простой работой”. Тем не менее рефреном в книге звучат слова, которые подчеркивают разницу восприятия военного времени авторами воспоминаний и сегодняшними читателями: “Ничего героического мы не совершили — просто работали”, “справлялись”, “забывали про трудности”, “готовы были на все во имя Победы”.
Впрочем, в книге звучат и имена людей, ставших широко известными, знаменитыми. Это поэт Владимир Соколов, актриса Клара Румянова, исследователь фольклора, хранитель фондов рукописного отдела Пушкинского Дома (Института русской литературы РАН) Антонина Мартынова, научный работник, инженер, публицист Лазарь Фрейдгейм. Их детство пришлось на военные годы, вместе с родителями они были эвакуированы в Шадринск, где провели некоторое время — и не забыли его уже никогда. Очень тепло и проникновенно сказал об этом Л.И. Фрейдгейм: “Когда я задаюсь вопросом, куда я больше всего хочу поехать, я зачастую отвечаю себе, что хочу пройти по улицам уездного западносибирского города Шадринска, в котором я был в эвакуации… Как оказалось, ностальгический след этих лет остался в душе на всю жизнь”.
Наталия Ивова