Опубликовано в журнале Урал, номер 9, 2004
Россия вспрянет ото сна…
С.Е. Эрлих. Россия колдунов. — Санкт-Петербург—Кишинев, 2003.
Это в хорошем смысле авантюрное историко-мифологическое и футурологическое исследование объединяет несколько разных, но связанных общей методологией, работ. Наиболее обстоятельно разработана тема “декабристской легенды” — своего рода практическое пособие для желающих сакрализовать любое историческое событие. Мастер-класс А.И. Герцена: как он превратил декабрьское восстание в священный миф русской интеллигенции. Тут, кстати, автор задается вопросом — что есть интеллигенция? — и в качестве ответа постулирует генетическую связь и функциональное тождество триады “интеллигенция — власть — народ” с триадой Ж. Дюмезиля, открывшего троичное (“колдуны — воины — работники”) устройство древних индоевропейских обществ.
Гипотеза Эрлиха состоит в том, что архетип западной цивилизации, унаследованный от Древнего Рима, — это представление о верховенстве сакральной власти (верховный бог Юпитер — покровитель сакральной сферы, в том числе и Закона) и четкое разделение функций сакральной и светской властей (“Богу — богово, кесарю — кесарево”). С верховенством сакральной власти связано уважение к Закону, с разделением властей — терпимость к иному. На Руси же сложился прямо противоположный архетип — верховенство светской власти (верховный бог Перун — покровитель “воинов”) и смешение функций светской и сакральной власти. Отсюда — неуважение к Закону и нетерпимость к иному. Именно этим, полагает автор, “воинская” русская цивилизация отличается от “колдовской” западной. Соответственно, наши “колдуны” — к ним относятся хронологически преемственные языческие волхвы, православное духовенство и интеллигенция — всегда были отстранены от власти и, что неудивительно, власти оппозиционны.
Прекрасно. Последняя “воинская империя” — Советский Союз — рухнула. Что же дальше? Цитируем: “Позорная кавказская война вынуждает думать, что воинский дух, отличавший русских от времен первых князей до последних генеральных секретарей, иссяк. (…) Неужели Россия “воинов” “испускает дух”? К величайшему прискорбию, это уже не прогноз, а запоздалое признание факта. Паническим надеждам интеллигентов на “сильную руку” просвещенного “авторитарного режима” сбыться, скорее всего, не суждено”. Итак, констатирует автор, Россия “воинов” умерла, России “колдунов” быть не может. Так что же будет после России?
Тут начинается самое интересное — футурология. По мнению автора, Россия может возродиться, но только в виде новой, небывалой прежде цивилизации. И вот он спрашивает: “Где Палестина, способная преобразить Третий Рим?”. И отвечает: “Альтернативные проекты наследницы русской цивилизации создаются сегодня в Киргизии, Азербайджане и Молдавии”. Последнее, по мнению автора, предпочтительнее всего (по моему мнению — тоже, хотя все равно не очень радует). В пользу своей версии Эрлих указывает, что, во-первых, молдаване — потомки пастухов-волохов, а те, в свою очередь, были тесно связаны с древними волхвами, тоже, кстати, исповедовавшими культ “скотьего бога” Велеса. То есть молдаване в этом смысле как бы свои люди. Во-вторых, что еще лучше, “молдаване” означает “молодые” — новый этнос, отделившийся от старого волошского, и Эрлих пишет: “Народ, названный молодым, обречен на великие свершения в силу задора, присущего молодости. Славянская этимология этого счастливого имени облегчает его наполнение “послерусским” программным смыслом. Согласно последнему, великое призвание молдаван — стать новыми русскими, основать новую цивилизацию от Атлантики до Тихого океана”.
Лихо? Еще как! Рекомендуется любителям нетрадиционной исторической науки, отдельные главы — всем. Несмотря на то что перед нами попытка академического исследования со всеми наворотами, — ссылками, цитатами, обильными примечаниями, почти сорокастраничным списком литературы, — в литературном плане книга представляет собой вполне захватывающее чтиво. Что столь же приятно читателю, сколь и полезно самой книге в смысле популяризации идей.
А. Печерский