Опубликовано в журнале Урал, номер 7, 2004
Комлев А.П. Очерки встреч — разлук. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. — 148 с. (Серия “Очерки истории Урала”. Вып. 19).
Как известно, писатели, поэты и художники оставляют след в культуре не только своими произведениями, но и своей жизнью. И всегда среди множества работ о жизни того или иного автора особое место занимают воспоминания людей, близко знавших этого человека. Большинство очерков, составивших эту книгу — яркий пример тому. Они были опубликованы ранее в разных периодических изданиях (в том числе и в “Урале”, постоянным автором которого Андрей Комлев остается на протяжении многих лет). Девятнадцатый выпуск “очерков истории Урала” продолжает выполнять свою ключевую задачу — знакомить читателя с творческими людьми, “сроднившимися глубинно с каменистой нашей почвой”.
Знаковые имена — Леонид Оболенский, Вячеслав Терентьев, Андрей Ромашов, Николай Засыпкин… Очерк за очерком автор пытается рассказать нам о том следе в душе, который оставляют встречи с такими людьми. А еще — о взаимовлиянии творческого человека и окружающей его действительности, которая тоже накладывает отпечаток на личность художника — а как же без этого? И взаимовлияние это порой перерастает в самое настоящее противостояние, которое — увы! — очень часто заканчивается трагически, как случилось, например, с поэтом Вячеславом Терентьевым… Да и у Святослава Воинова отобрали музей “Слова о полку Игореве” — дело всей его жизни — мыслимо ли?
И вот тут хочется оговориться. Очень просто бывает, рассказывая о писателе, поэте, художнике, свалить все на немилосердное время и представить жизнь творца исключительно как схватку с системой, с “веком-волкодавом”. Следует отметить, что хотя автор о таких вещах и не думает умалчивать, но и внимания на них не заостряет. Даже, скорее, стремится подчеркнуть жизнелюбие и стойкость своих героев. Чего стоит только одно описание “завидных разглагольствований” Леонида Оболенского “о замечательных банях для зэков в брезентовых шатрах на ядреных морозах” и о “пользительности образа жизни на “сибирских дачах”… Вот и Николай Засыпкин, после того, как ограбили его мастерскую (унесли дорогие книги по живописи, хорошие кисти), радуется — не попортили его полотен. Да, на долю человека могут выпасть нечеловеческие испытания — тем большая честь и хвала тем, кто сумел не только не сломаться, но и сохранить вот эту пресловутую любовь к жизни.
Но все-таки следует, пожалуй, сказать, что все вышеперечисленное — лишь один стержень этой книги. Второй и, наверное, главный — это именно рассказ о впечатлениях человека, бывшего “на короткой ноге” с интереснейшими людьми. И чем интереснее, многогранней личность такого человека, тем интереснее читать живые свидетельства о нем, и образ, хранящийся в нашей собственной памяти, дополняется и расцвечивается новыми красками. И, приблизив к себе, одухотворив в памяти эти самые образы, будет легче понять не только художника или его творения, но и время, в котором он жил, не оправдывая эпоху и не обвиняя ее, “ибо дело не в том, какая политическая доктрина у власти, а в том, что дело остается делом, любовь — любовью, долг — долгом, честь — честью…”.
Александр Зернов