Опубликовано в журнале Урал, номер 5, 2004
Формула гармонии, или как избежать творческого кризиса
Ягодинцева Н.А. Поэтика: модели образного мышления (курс лекций по философии творчества). — Челябинск: Библиотека А.Миллера, 2003. — 80 с.
В Челябинске издана очередная книга южноуральского поэта Нины Ягодинцевой, но это уже не сборник стихотворений, а курс лекций по философии поэтического творчества “Поэтика: модели образного мышления”. (Примечательно, что сегодня поэт, анализирующий структуру художественного сознания и механизмы творчества, — явление не только не удивительное, но совершенно обычное; это Льву Толстому можно было не задумываться о том, какие же, собственно, мыслительные законы и уровни легли в основу сюжета его романа, столетие спустя автор, отказывающийся “поверять алгеброй гармонию”, стал выглядеть просто неприлично.)
Курс насчитывает пять лекций, очень дробных, с множеством разделов и подразделов, обильно сопровождаемых схемами и таблицами. Автор много внимания уделяет характеристике двух основных информационных единиц — понятия, действующего в пределах одной плоскости смысла, и образа, распространяющегося сразу на все уровни психики, уникального и целостного. Рассматривая критерии понятия и образа, Н. Ягодинцева показывает механизмы действия сформированных на их основе двух типов мышления (образного и понятийного) и соответствующих им двух типов культуры — фольклорного (целостного, первичного) и научного (детализированного, динамично меняющегося). В поле зрения автора попадают законы языковой реальности, структура творческого цикла, механизмы возникновения в культуре темы безобразного, принципы игрового процесса. Примечателен раздел “Цельность и ее уровни”, где семь уровней психофизической цельности человека сопоставляются с семью днями недели, семью нотами, семью цветами спектра, лексическими единицами, элементами литературного произведения, стихиями мироздания.
В целом курс делится на две части. Используя авторскую терминологию, их можно обозначить так: вначале в книге делается попытка выстроить некую универсальную модель психики, а затем — смоделировать на ее основе процессы творчества. Один из наиболее объемных разделов (занимающий, впрочем, всего шесть страниц) описывает структуру художественного текста и характеризует процесс его создания — воплощение. В сущности именно в этом фрагменте книги наконец-то появляется (или, лучше сказать, проявляется) поэт Н. Ягодинцева, которая увлеченно говорит об особом состоянии вдохновения — открытии в человеке психической энергии высшего уровня, “полной внутренней открытости психики, проницаемости ее для высоких (идеальных) сведений… В состоянии вдохновения в психике образуется вертикальный — через все уровни сложности — коридор для постепенного создания новых и новых смыслов на основе базового и самого энергетически сильного — идеального”. И именно потому, что выстраивание модели художественного творчества здесь отчетливо строится на опыте самого автора, данный фрагмент книги становится наиболее интересным и убедительным.
Впрочем, указанный фрагмент заслуживает особого внимания не только потому, что автор состояние вдохновения характеризует весьма вдохновенно. В разделе “Строение текста — смыслы воплощения” автор говорит о деструктивных характеристиках образа художника, мифологизированных обществом и ставших почти каноническими. Мы привыкли к тому, что “подлинный художник”, переживающий периодически творческие кризисы, должен быть непременно пьющим или наркотически зависимым. Н. Ягодинцева описывает механизм, когда освоение энергии вдохновения сначала “эксплуатируется до полного внутреннего истощения, а затем следуют попытки снова вызвать его за счет искусственных возбудителей (=допингов), которые разрушают естественный ритм жизни”. С употреблением таковых “помимо чудовищной растраты Космической (=жизненной=творческой) энергии происходит внутреннее рас-со-гласование цельности… — несогласие с самим собой. По закону “внутреннее=внешнее” такой же хаос возникает и вокруг”. Поэтому, по мнению автора книги, “использование допингов в искусстве…должно быть под жестким внутренним запретом, как в спорте — под запретом внешним, официальным”.
В своем курсе лекций Н. Ягодницева дает рецепт для преодоления художником психического дискомфорта: осознание состояния вдохновения “в пределах психофизических циклов существования дает возможность избегать творческих кризисов (или делает их менее опасными и болезненными)”. Таким образом, изучение книги “Поэтика: модели образного мышления”, по-видимому, должно иметь не только познавательный, но и терапевтический эффект. Другое дело, что, говоря о всеохватности образного мышления и о важности целостного постижения мира, автор приходит к неизбежному парадоксу: в результате раскладывания этих процессов на составляющие их целостность неизбежно утрачивается. Как говорит сама же Н. Ягодинцева: “Разбить орешек и его вырастить — две большие разницы”.
Н.Иванова