Опубликовано в журнале Урал, номер 10, 2004
Николай Струздюмов. — Похождения недотепы. Ирония. Юмор. Сатира. — Оренбург, 2000.
Этот сборник рассказов (в выходных данных которого значится 2000-й год, но до Екатеринбурга он добрался только лишь недавно) заслуживает внимания хотя бы уже из-за крайней пестроты и неоднородности текстов, в него включённых. Все они созданы автором не только в разном ключе, но и в разное время — если в первой части представлены рассказы , написанные, судя по всему, сравнительно недавно, то собственно “Похождения недотёпы” (рассказы сатирические и исторические) — это конец шестидесятых — начало семидесятых годов. Именно поэтому рассказы (хоть и объединены одним героем) не создают ощущения сборника, хотя и заслуживают самого пристального внимания каждый сам по себе.
Из аннотации мы узнаём, что “Похождения недотёпы” — попытка автора весело взглянуть на серьёзные вопросы нашего быта и бытия”. И действительно, некоторые рассказы если не смешны, то уж серьёзны дальше некуда. Самый первый — “Не в тех уродился” — повествует, по сути дела, о ленивом, в меру пьющем мужике, которого жена постоянно принуждает гнаться за неким общепринятым эталоном “хорошего житья”, наверняка заставит каждого задуматься не столько о целесообразности покупки новой мебели, сколько о жизненных приоритетах вообще: а чего я хочу? куда бегу всю жизнь, к чему стремлюсь? И вот такое раздумчиво-философическое настроение напрочь перечёркивает следующий рассказ, в финале которого герой, только-только вернувшийся из дурдома после приступа белой горячки, воет на Венеру (даже не на луну!), куда, судя по последнему телефонному разговору, собиралась его жена. “Все — в санэпиднадзор!” — достаточно остроумная перепевка Апокалипсиса (“…Начнётся повальный мор. Жизнь на земле станет затухать. И только санэпиднадзор будет стоять, как скала!”), которая опять-таки напрочь перебивается (через ещё один рассказ) замечательным текстом “Будьте стройны и красивы!”, из которого женщины узнают, что самый лучший способ похудеть — это найти себе в собутыльники алкаша “с признаками интеллигентности, точней, былой интеллигентности в глазах”, уйти с ним в запой, чтобы аппетит пропал напрочь, а потом пожалеть и взять к себе жить. Совершенно жуткая иллюстрация довершает картину.
Что же касается “рассказов сатирических — исторических”, то, как известно, сатира устаревает иногда раньше, чем автор успевает её написать, не то что опубликовать, поэтому во второй части рассказам часто предшествуют небольшие пояснения, вроде “в то далёкое время пыжиковых шапок у нас не было”. Что же касается “исторической значимости повествований”, представленных во второй части, а также того, насколько комичны проявления переплетений судеб героя и государства, это решать читателю.
Напоследок всё-таки следует сказать, что иногда в тексте попадаются фразы, достойные цитирования не меньше, чем иные крылатые фразы из шедевров отечественного кино, например: “у евреев есть родственники во всех странах, а в Штатах — обязательно!”, или “тут, понятное дело, пострашней, чем на отвлечённого бога и Христа бочку катить. Тут надо против конкретной ведьмы выступить” и т.д. Даже ради этих нескольких фраз эту книгу стоили публиковать, и если бы не тираж в 500 экземпляров, эти перлы, пожалуй, могли бы разойтись в народе не менее широко, чем пресловутые киноцитаты.
Александр Зернов