Опубликовано в журнале Урал, номер 7, 2003
Вадим Осипов. Крылья леса. — Екатеринбург: изд-во “Банк культурной информации”, 2002.
Поэзия этого автора достаточно необычна для наших дней. В то время как многие пытаются тем или иным путем освоить, переработать дисгармонию окружающего мира, — Вадим Осипов занят исключительно гармонией. Его принципиально не интересуют конфликты, схватки, “болевые точки” жизни. Отсюда идет и тематика стихов, посвященных любви и природе. Это, пожалуй, единственные сферы, при обращении к которым можно целенаправленно не сталкиваться с разрушением и хаосом.
Сборник “Крылья леса”, включивший в себя избранные стихотворения, написанные в разные годы, посвящен отношениям человека и Природы. Она для поэта — не храм, не мастерская, а просто отчий дом. Об этом не говорится напрямую, но ощущение от стихов именно такое — уют, тепло, родственность мира. Природа легко приобретает черты человека, а человек — черты природы. И в принципе не может быть вопроса, кто у кого заимствует — эти черты просто общие, универсальные: “Я в лес войду, и мне расскажет хвоя На языке певучем и простом О том, что все вокруг живое, Как выдох, как блаженный стон…”, “…И брожению жизни помочь Вековые границы покинуть”.
Тщательно выстраивая такие отношения мира и человека, поэт может сказать про лето, что оно “И плечом обнаженным Шевелит поутру”, может сказать, что “Деревья набирают снег В осенние худые горсти, И лепят мягкий зимний смех На выступающие кости”. В последнем четверостишии ярко видна одна из любопытных особенностей поэзии Осипова. Берутся образы, связанные с трагичностью — “худые горсти”, “выступающие кости”. Но к ним присоединяется “зимний смех” — и все мрачное уходит, оказывается наносным, чем-то легко смываемым с действительности. Даже смерть, кошмар большинства людей, для поэта оказывается обыкновенной чепухой: “И какой это вздор — О бессмертии спор, — Понимают бессмертные души”.
Можно соглашаться или спорить с таким подходом к действительности — но то, что поэт при этом создает полноценные художественные образы, отрицать нельзя. Да и не все так просто в этом райском мире гармонии. Иначе откуда бы взялось “И спасти меня от страха У бесшумного ручья, Как под выстрел, села птаха — Муза верная моя”. В великолепный микромир, созданный поэтом, нет-нет да и проникают тени проблем макромира — но с этими тенями Вадиму Осипову сладить легко — ему достаточно посмотреть на красоту окружающего мира, и все снова становится на места, определенные поэтом.
При этом автор не дает в своих стихах даже намека на то, почему выбрал именно эту философскую позицию. Выбрал и выбрал: игнорируя все остальное, создает свой крохотный, красивый кусочек гармонии. Кусочек, кажущийся таким же “бессмысленным”, как тщательно украшенная резьбой дача, стоящая в паре километров от городской свалки…
Татьяна СУВОРОВА