Опубликовано в журнале Урал, номер 3, 2003
В.В. Шуклин. Русский мифологический словарь. — Екатеринбург: Уральское издательство, 2001. — 384 с.
Начиная с ХIХ века попытки описать и систематизировать языческие славянские верования неоднократно предпринимались самыми разными людьми, в том числе виднейшими филологами и историками. Несомненно, и сегодня в обществе живет интерес к мифической древности. Свидетельство тому — активный выпуск в последние 10—15 лет как московскими, так и региональными издательствами энциклопедий и словарей, составленных на материале древних мифов вообще и славянских мифов в частности.
Очередным шагом на пути изучения язычества Руси стал “Русский мифологический словарь”, выпущенный “Уральским издательством”. Для его автора-составителя В. Шуклина издание подобной книги — шаг вполне закономерный: Владимир Васильевич давно занимается древнерусской культурой, и его работы по данной теме адресованы в первую очередь школьникам. Словарь же всегда является обобщением, синтезом, неким итогом полученных знаний. А какой школьник (тем более преподаватель) не желает, чтобы сведения по избранной теме были изложены в книге кратко и “концентрированно”!
Разносторонность в словаре В. Шуклина, насчитывающем около 500 статей, налицо. В нем повествуется о божествах славянского пантеона (Перун, Велес, Лада, Макошь, Ярила…) и “низших” божествах, воплощающих различные стихии окружающего мира (Водяной, Леший, Уводна…), героях русского былинного эпоса и сказочных персонажах, чьи деяния отражают древнейшие мифологические мотивы (Волх Всеславьевич, Садко, Микула Селянинович, Святогор, Василиса Прекрасная…), мифических чудесных зверях и птицах (Див, Василиск, Индрик, Алконост…), а также о тех животных и растениях, которым наши предки приписывали необычные, “волшебные” свойства (волк, змея, сова, соловей, верба, папоротник, полынь…). В словаре собраны мифические персонажи, олицетворяющие наиболее важные стороны человеческого бытия (Жизнь и Смерть, Навь, Желя, Лихо, Горе…), предметы и дни недели, имеющие особое значение (хлеб, плуг, середа, пятница…), географические представления (об Индейском и Рахлейском царствах, Макарийских островах, Алатырь-камне…). Наконец, в словаре есть статьи общетеоретического характера, которые рассказывают о роли магии и мифов, обрядов и ритуалов в древнем обществе, описывают мифическое пространство, символический смысл чисел, характеризуют наиболее важные принципы мифологического миропонимания.
Автор-составитель не обошел вниманием и собственно уральские мифические сюжеты, а также их героев — Азовку, Опалиху, Горную матку. Однако вариант последнего персонажа — Хозяйка Медной горы — в словаре описывается непосредственно цитатами из знаменитого бажовского сказа. Поэтому даже при отсутствии ссылки на самого автора “Малахитовой шкатулки” (хотя сами цитаты аккуратно взяты в кавычки) перед читателем предстает в первую очередь охотно угадываемый художественный образ, мифическая суть которого уже отодвигается на второй план.
Впрочем, подобное восприятие древних образов через позднейшую литературную традицию в целом для словаря нехарактерно. В. Шуклин смог переработать собранные наукой сведения о древнерусских (причем именно древнерусских, а не общеславянских) мифологических сюжетах и образах и изложить их четко и точно. При этом “Русский мифологический словарь” рассчитан не на специалистов, а на широкий круг читателей, его статьи читаются легко, с интересом, и они вполне доступны тем, кто не знаком с объемными научными трудами по истории русских верований. Иногда, пожалуй, автор слишком лаконичен: в частности, такие статьи, как “Лес”, “Море”, “Сирин”, “Гончар”, хотелось бы видеть более подробными. Жаль также, что В. Шуклин редко обращается к этимологии древних названий. Удивляет и отсутствие статьи о князе Владимире (разумеется, не об историческом лице, а о мифологизированном “Владимире Ясном Солнышке”, вобравшем черты нескольких правителей Руси).
Тематике “Русского мифологического словаря” соответствует его оформление — выполненные А.Ф. Агзамовым фантастические орнаменты, буквицы, диковинные существа. Ну а графика И. Ильичева — опять-таки взгляд из дня сегодняшнего, для которого русалки, ведьмы, Кикимора, Росомаха — это добрые, немного смешные (и совсем уже не мифические) существа откуда-то из детства. Нужно сказать, что они очень удачно поддерживают то очарование русской мифологической культуры, которое сумел передать автор словаря и которое наверняка сумеют оценить его читатели.
Наталия ИВАНОВА