Опубликовано в журнале Урал, номер 1, 2003
40 лет назад
В 1963 году, когда
вышел первый альбом “Битлз”, а
патриоты Кении нанесли
сокрушительный удар английским
колонизаторам, в журнале “Урал”
публиковались романы К. Лагунова и
А. Знаменского, рассказы И. Акулова,
Б. Дижур, Н. Никонова, Ф. Вибе и Э.
Бадьевой. Уральская (во всяком
случае, “Уральская”) поэзия в том
году была представлена громкими
именами С. Щипачева, Е. Хоринской, А.
Решетова, В.
Бокова,
Э. Бояршиновой, Б. Марьева, Л. Шкавро,
В. Сибирева, В. Дагурова, М. Найдича,
И. Тарабукина и Л. Сорокина.
Драматическое произведение на
страницах литературного журнала —
явление нечастое, но и сорок лет
назад “Урал” в этом смысле был
впереди планеты всей, чему
свидетельством — комедия Л.
Давыдычева “Будь здоров!”. В
разделе “non-fiction” (на самом деле,
конечно, он так не назывался —
имелись рубрики “Публицистика”,
“Проблемы и раздумья”, “О
друзьях-товарищах”,
“Прожитое-пережитое”,
“Литература и искусство”, “На
земле Уральской”, “Рецензии”,
“Люди и книги”, “Писатель и
время”, “Из прошлого” и “Урал 1963
года” — действительно перебор. — А.И.)
нельзя было не обратить внимания на
статьи и очерки И. Дергачева, Л.
Аннинского, К. Боголюбова, М. Батина
и В. Крапивина.
ДОКУМЕНТ
Из очерка А. Берсеневой “Твоя квартира, твой дом, твой город” (№ 11): “Всякий автолюбитель норовит “свой гараж” поближе к жилью поставить — что ж, безобразно, но ему удобно! Сколько таких нелепых металлических будочек выстраивается где-нибудь в квартале, из окон квартир на них открывается “замечательный” вид. Да простят мне автолюбители, но осмелюсь думать, что нам, в стране строящегося коммунизма, не нужно поощрять и развивать использование “собственных” автомашин. Мало того, что увеличение их числа ведет к трудностям в движении транспорта на улицах и возрастанию количества несчастных случаев. Мне кажется, что своя, индивидуальная автомашина, — уступка собственничеству, а мы не должны ее допускать. (…) Если уж так приятно водить автомашину, пусть будут у нас пункты проката автомобилей…”
30 лет назад
В 1973 году, когда появилась “третья” модель “Жигулей”, а израильские патриоты нанесли сокрушительный удар объединенным арабским армиям, в “Урале” появилась проза И. Давыдова, А. Крашенинникова, Б. Путилова, стихи Ю. Лобанцева и Ю. Конецкого. (Естественно, люди, чьи имена звучали в 1963 году, продолжали активно работать и спустя десятилетие, а некоторые продолжают и по сие время, и дай им Бог такого же творческого долголетия, как и человеческого.) Очень мощным получился в этом году критический раздел, где публиковались материалы Г. Белой, А. Субботина, Ю. Мешкова, Л. Быкова, Н. Кузина, В. Лукьянина.
ДОКУМЕНТ
Из статьи Ю. Евгеньева “Наш юбиляр”, напечатанной под рубрикой “Свердловску — 250”: “С точки зрения истории, хорошо помнящей зарождение белокаменного Киева и златоглавой Москвы, Свердловск — город совсем юный. Его 250-летие можно сравнить разве лишь что с 25-летием молодого человека-рабочего, получившего высший разряд своей профессиональной квалификации, или инженера, создавшего первую в своей жизни счастливую машину. Недаром, когда историки ищут аналогии в биографиях городов, ровесником и “однокашником” Свердловска, несмотря на все различие и в “социальном положении”, и в масштабах, называют Ленинград: оба города были основаны Петром I почти одновременно (что 20 лет разницы для городов!). (…) Даже в их названиях есть историческое созвучие: если город на Неве носил имя его основателя (что было в свое время в какой-то мере и правомерно, и даже справедливо), то город на Исети — имя его жены (что, учитывая нравы того времени, вполне понятно и объяснимо, но никак уж не справедливо). Октябрьская революция и в этом вопросе навела порядок, дав обоим городам имена ее вождей, ее соратников”.
20 лет назад
В 1983 году, когда вся страна отмечала 200-летие со дня рождения поэта В.А. Жуковского, а американские патриоты нанесли сокрушительный удар гренадской военщине, в журнале печаталась проза Р. Валеева, В. Исхакова, В. Маканина, А. Новикова, Б. Рябинина; стихи Н. Годины, М. Львова, М. Никулиной, К. Некрасовой, Л. Татьяничевой, Н. Ягодинцевой; критические статьи Е. Зашихина, Ю. Кокошко, Ю. Матафоновой, — заметим, как много женских имен: обстоятельство само по себе счастливое, но и свидетельствующее о феминизации культуры как неизбежном следствии кризиса русско-советского патриархального сознания. Об этом же, в сущности, говорит и документ.
ДОКУМЕНТ
Из очерка А. Гущина “Кипучий ключ”: “Крестьянский двор, как и все на свете, тоже имеет свою историю. И надо сказать, что судьба его была не так уж проста. И не так уж, по-моему, далеко он шагнул в своем развитии, как бы мог. (…) Лет двадцать назад возобладала мысль, что если крестьянин не будет иметь коровы и иной живности у себя во дворе, то якобы больше силы будет отдавать работе государственной. Сколько было вздохов и слез при расставании с буренками! Мало того, что очень сильно подорвали поголовье в частном секторе, но еще и отбили охоту у людей держать скотину. Кто-то быстро свыкся, за молоком в город стал ездить. Да только там, оказалось, оно тоже не по трубам течет”…
10 лет назад
В 1993 году, когда был выпущен монитор, за которым я сейчас сижу, а российская армия нанесла сокрушительный удар российским же патриотам, прозаический раздел “Урала” украсился именами А. Верникова, В. Курицына, К. Мамаева, В. Месяца, Н. Садур, А. Чуманова, С. Яницкой и таких (хотя и не уральских, но даровитых) авторов, как Элиот Вайнбергер, Сальвадор Дали, Ежи Козинский, Лео Перутц, Френсис Скотт Фицджеральд и Александер Фрей. Среди поэтов — О. Арефьева, И. Богданов, О. Дозморов, А. Застырец, Е. Изварина, В. Кальпиди, А. Конецкиий, Ю. Крутеева, А. Сверчков. К внушительной плеяде наших критиков присоединился Р. Арбитман.
ДОКУМЕНТ
Из беседы с В. Пыхтеевым “Приватизация: последствия экономические и нравственные” (№2): “В массе своей люди достаточно эгоистичны, каждый ищет свои интересы, а силы их неравны. И это неравенство — вот уж криминальная мысль с точки зрения внушенной нам с детства идеологии! — вовсе не такая уж плохая вещь. Неравенство заставляет людей соперничать, стремиться к большему. Это один из важнейших стимулов прогресса. И как раз признание неравенства между людьми как социальной нормы положено в основу концепции приватизационных чеков. Чеки в конце концов должны сосредоточиться в руках энергичных и способных к предпринимательству людей. Ни старушка, ни алкаш не принадлежат к их числу. Ей должно помочь общество, он должен найти в себе силу самому встать на ноги. А тот молодой бизнесмен с табличкой (“Куплю ваучер”. — А.И.) на груди, видимо, решил добиться прочного места в становящемся рыночном обществе. Он выбрал себе путь, соответствующий его экономическим познаниям, энергии, воспитанию… И заметьте, он ведь не делает ничего незаконного. Это — во вторых. А вы его готовы чуть ли не в грабители записать…”
Архивариус Андрей Ильенков