Талант и безумие
Портрет девушки Лизы. Очаровательное лицо. Обаятельная улыбка. Радуга над головой — аура, нимб. Но овал лица несколько сплющен, необычен.
Портрет человека с двумя носами, четырьмя глазами. Попытка выразить раздвоение личности, о чем говорит и название: «Я собираюсь пойти в дурдом».
Это работы с выставки «Талант и безумие», организованной Екатеринбургским историко-краеведческим музеем. Картины, собранные врачами-психиатрами за последние тридцать лет, различны по своей художественной ценности, ибо написаны профессионалами, любителями и людьми, взявшими кисть впервые. Все эти полотна объединяет одно — болезнь. По понятным этическим соображениям авторство картин не обозначено.
Впечатление от выставки гнетущее. Полотна излучают боль и страх. Порой присутствует сарказм, но и он отнюдь не добавляет оптимизма. Вот картина «На долгую добрую память», где изображена чета монстров — возможно, жених и невеста. Мужчина с острыми сатанинскими ушами и клювом, женщина с клыками вурдалака и демоническими глазами. А над ними — дующий в трубу «ангел» с крыльями летучей мыши и лицом чудовища.
Зловещая пародия на любовные открытки, где молодые похожи на голубков? Не только. Пародия обычно вызывает улыбку, а здесь сюжет подан так, что леденеет кровь. Вспоминаешь, как может перерождаться любовное чувство, сколько мужей «заклевало» своих жен, сколько жен «выпило кровь» у мужей!
У всякого явления, как у луны, есть обратная сторона. Притягивает другая картина того же автора «Чай вдвоем». Нарочито безобидное название, такое уютное и домашнее. А за столом сидят два чудовища, какие привидятся разве что в белой горячке. Жутко бедная комната, батарея то ли в ржавчине, то ли в крови. А на полу детская игрушка — милицейская машина.
Гнетущее впечатление ни в коем случае не вызывает желания покинуть выставку. Напротив, большинство работ написано так мастерски, что можно благодарить авторов за доставленное эстетическое переживание. Передающееся зрителю чувство тревоги будит мысль, вызывает ассоциации. Так бывает при встрече с настоящим искусством.
К моему приходу взволнованными откликами посетителей были уже заполнены две общие тетради.
«Выставка прекрасна, если только такой термин уместен применительно к картинам, авторы которых — душевнобольные люди. Особенное впечатление произвели «Чай вдвоем» и «На добрую долгую память». После их просмотра почувствовала сильную головную боль — настолько мощный исходит от них поток какой-то торжествующей злобы, тоски, жуткого уныния. Может быть, такая выставка помогает более оптимистично отнестись к реальности, которая кажется безумной?»
«Чай вдвоем» — это шедевр. На стену в доме не повесила бы, но потихоньку любовалась бы каждый день. Я считаю, что у каждого человека должен быть свой мир, который он отражает в творчестве. Если такие картины рисуют душевнобольные, то они просто гении по сравнению с нами. Лечить нужно врачей!»
«Весь мир болен. Эта выставка — всего лишь отражение нашего мира. Жутко, мрачно, но интересно».
На выставке было представлено 39 картин, написанных взрослыми авторами, и 19 детских рисунков. Эти юные художники удивляют своей прозорливостью и умением, обычно несвойственными детям. Вот рисунок четырехлетнего ребенка: кошка-монстр изображена в перспективе, что требует определенного мастерства. У другого малыша удивляют четкие, стройные линии — карандаш он держит твердо, уверенно, как взрослый.
Картины были собраны в клиниках Москвы и Петербурга, а до приезда выставки в Екатеринбург экспонировались в Казани, Омске, Тюмени, Красноярске. Выставка призвана показать и доказать: подлинные таланты встречаются и среди душевнобольных людей. Зачастую это не изгои общества, но люди со своим мировоззрением и способами самовыражения. Не всякое произведение больного значительно, но в каждом — личность человека, сложный внутренний мир.
В.Зюськин