Опубликовано в журнале СловоWord, номер 70, 2011
НАШИ ЮБИЛЕИ
Говорят, что хороший пожарный приезжает за пол часа до пожара. А хороший фотожурналист?
Матиас Руст – лётчик-любитель из Гамбурга, ещё делал дозаправку своего маленького самолёта Цессна-Скайхок в столице Финляндии Хельсинки, а Аркадий Ягудаев с отечественным слабосильным «Зенитом», и единственным дешёвым сменным объективом, купленными на стоически сбережённые деньги, уже стоял недалеко от собора Василия Блаженного на Красной площади в центре Москвы. Фотография Руста, раздающего автографы москвичам, хранится в толстенном портфолио Аркадия.
А всё началось с первого снимка. Кусок огромной металлической трубы первого советского газопровода «Бухара – Урал», сфотографированный юным парнишкой из Бухары и нахально самоуверенно отосланный в Москву в газету «Известия», неожиданно был напечатан и Аркадий получил свой первый гонорар, по тем временам огромную сумму – триста рублей.
Фотография перевернувшая жизнь! Аркадий рвётся в Москву. Отец Аркадия Мошка Ягудаев работал парикмахером-визажистом (причёски, парики). Он пытался приучить сына орудовать машинкой и щипцами для завивки, но быстро понял, что у сына душа не лежит к парикмахерскому делу и не стал препятствовать ему в приобретении профессии фотографа. Мать Аркадия Рене полностью поддержала решение мужа. И Аркадий уехал в Москву. Это было время хрущёвской оттепели. В Москве проходил международный фестиваль молодёжи и студентов. Молодой, азартный фотокорреспондент поспевал всюду. Он фотографирует известных артистов: Аркадия Райкина, Михаила Жарова, звёзд кино из-за рубежа и исполнителей джазовых ансамблей, ещё недавно бывших под жесточайшим запретом. А ещё, все эти фотографии надо принести в разные газеты раньше тех, кому плачены за такую работу деньги. «Московский комсомолец», «Московская правда» » Вечёрка»….
Вот любимец советских кинолюбителей, исполнитель главной роли популярного индийского фильма «Бродяга» – Радж Капур. А это юная Софи Лорен. Её фото опубликовали все газеты. А это колонна молодёжи государства Израиль на параде, где евреи и арабы идут вместе. А вот израильская певица Гиула Гил в театре Эстрады. Впервые с подмостков звучат песни на иврите и, кажется, что все евреи Москвы пришли на эту встречу с Гиулой.
А потом, историческая бульдозерная выставка. Кто же это там рискованно балансирует на крыше кабины рычащего бульдозера, крушащего непонятное для советских вождей искусство, с безотказным «Зенитом» в руках и беспрерывно щёлкает затвором фотоаппарата? Конечно, Аркадий Ягудаев.
Его знают редакторы многих московских газет. – Ягудаев пришёл! И его фотографии с интересом рассматривают сотрудники редакции.
– Какой ракурс! Как здорово подмечено! Какие лица!
Однажды к Аркадию пришёл его товарищ, земляк и принёс тяжеленный кофр, в котором были японский фотоаппарат «Никон» и несколько сменных фотообъективов.
– Видел твои работы, Аркадий. Прекрасные фотографии. Вот принёс тебе подарок. Он тебе нужнее.
Так у Аркадия впервые появился первоклассный фотоаппарат. С этим аппаратом он объездил весь Советский Союз. От стен Кремля до Курильских островов. Снимал плотины на сибирских реках, передовиков производства, артистов театров, новые аэропорты, корабли. По полгода в командировках. Чтобы сделать оригинальный интересный снимок, однажды пришлось Аркадию влезть на самый верх стрелы башенного крана, привезенного по его просьбе с ближайшей стройплощадки. Снял с высоты птичьего полёта открытие нового аэропорта в Ташкенте.
Приходилось и рисковать. Случайно узнав, что местное начальство, это было в Таджикистане, собирается пострелять сайгаков с вертолёта, Аркадий тайком пробрался на борт, спрятался под брезентом и в разгар жестокой и бессмысленной «охоты» сделал несколько потрясающих фотографий.
Звезды с мэром «Большого Яблока»
В начале девяностых оказалось, что почти все родственники и друзья уехали из Союза. Собрались за границу и Ягудаевы.
И вот Америка! Новая жизнь, новые впечатления. Аркадий видит новую страну через объектив фотоаппарата. Он в шутку называет это третьим глазом. Первая фотовыставка работ Аркадия называлась «Я из России», потом была «Мой Нью-Йорк», потом – «Это мы». В 2007 в конкурсе «Человек Года» Аркадий Ягудаев становится Журналистом года. Его фоторепортажи украшают многие русскоязычные и американские газеты и журналы. Нет практически ни одного значительного события в Нью-Йорке, которое он бы не запечатлел своим аппаратом: Ветераны войны, памятники в парке Холокоста, митинг солидарности с Израилем у стен ООН в Манхеттене, фестиваль еврейской культуры в Бруклине, театральные спектакли, художественные выставки и, главное, люди города Нью-Йорка – простые горожане, молодые и пожилые, детвора, целующиеся влюблённые, и бизнесмены, и дипломаты, и известные политические деятели, конгрессмены и сенаторы – ньюйоркцы, жители города, который никогда не спит.
Смотрите – это Нью-Йорк в фотографиях Аркадия Ягудаева.
С юбилеем, Аркадий!
Ефим Тайблин
Нью-Йорк
Маэстро на выставке