Опубликовано в журнале СловоWord, номер 69, 2011
ВОКРУГ СВЕТА. СТРАНА, ГДЕ МЫ ЖИЛИ
Сергей Шабалин
Москва – Тула…
В последние несколько месяцев я исколесил всю Россию… Дa уж…
Я сейчас смеюсь над самим собой, потому что маршрут Москва – Тула, конечно, не является исчерпывающим источником познаний о Родине в её сегодняшней ипостаси. И всё же, кое-что можно почерпнуть и из этих, уже ставших привычными, перемещений в столь близкий… и в столь далёкий от Москвы город. Начну с разговора о поверхностном – о стиле и форме, «забыв» на время о содержании.
Итак, о формах. Заметно, например, что Россия, как и в 90-е годы, осознанно или неосознанно имитирует, так называемый, «большой американский стиль».
А почему бы и нет? Ведь расстояния, охват пространства и внешние характеристики населения двух стран – весьма похожи. Почти идентичны и указатели на трассах (а дороги всегда были одной из российских бед, как известно) – примерно такие же ярко-зелёные щиты встретят вас и на американских хайвэях, значит хотя бы один шаг к улучшению дорог России уже сделан. Похожи гигантские придорожные автосалоны и «вэйрхаузы». Похож и «ковбойский» стиль пришоссейных кафе (заезжаловок?) – по пути из Москвы в Тулу можно проглотить вполне американский гамбургер из «отмороженного» мяса, хлебнуть отечественного и импортного пива и т.д.
Однако, в этой «американизации» или глобализации есть какая-то патология. С одной стороны, идёт инициированная сверху антиамериканская кампания в средствах массовой информации, а с другой… очевидно абсолютно «эстетическое» стремление россиян быть похожими на «америкосов» и Америку (не cтолько на старушку Европу, а именно, на «проклятый» US of A). Это желание, в частности, подтверждается пристрастиями сегодняшней российской молодёжи, которая слушает переделанную на русский манер рэп музыку и носит одежду, сильно отдающую вкусами молодых людей из южного Бронкса…
Однако тем, кто опасается всеобщей американизации, как и тем кто приветствуют её, волноваться пока рано. Кроме громадной территории, многонационального состава населения и поверхностных имитаций американского стиля, у России с Америкой на данный момент мало общего (поспешу заверить читателя, что автор этих строк далёк от обожествления американской модели существования). Я также не скажу ничего нового, заметив что по образу жизни и характеру взаимоотношений Россия – абсолютно восточно-европейская страна «посткоммунистического» разлива, хотя и с традиционно-сильным азиатским ароматом.
Стоит напомнить о некоторых реалиях нашей сегодняшней действительности.
Начну с судеб людей пенсионного возраста, фактически оставленных государством на стремительное вымирание – ибо кто сегодня может прожить на пенсию от трех до семи тысяч рублей в месяц?
В России отсутствует нормальное медицинское обслуживание и здоровье россиян в сильной степени,зиждется на совести врачей и медсестёр (а не на отлаженной системе здравоохранения), служащих в областных и районных поликлиниках.
В нашей стране царит беспрецедентный по своему размаху милицейский произвол и мы постоянно становимся свидетелями историй чудовищного ментовского садизма. Изложенное выше имеет отнюдь не эпизодический характер – нет в мире большего несоответствия между наскучившим образом «героических» ментов, которыми нас пичкает ставшее крайне малоинтересным телевидение, и милиционерами реальными.
Следуем дальше. Как молодому человеку (если он не преступник), не унаследовавшему от родителей жилплощадь и не получившему хорошего образования (которое становится всё менее доступным), выжить сегодня в неоправданно-дорогих мегаполисах сегодняшней России? Как он может создать даже не многодетную семью?
Не лучше ли признать правду – мы имеем дело с вымирающим населением, и если этому населению не предоставить реальную поддержку «здесь и сейчас» – в виде доступного жилья, российского аналога «фудстемпов», европейских соцпакетов и т.д., то уже завтра Россию будут населять совсем другие этнические группы.
Итак, российское руководство (а у нас всегда всё делалось и делается сверху), разыгрывая антиамериканскую карту в подконтрольных СМИ, подспудно инспирирует слепое подражание американской модели жизни в собственной стране. Наверное, и в этой странной политике есть своя логика (я сейчас не вдаюсь в моральные аспекты подобного курса). Но поставим вопрос немного иначе – а всё ли хорошо в самой Америке? Думаю, что сейчас необходимо лишний раз напомнить о кризисе, который стартовал в стране «победившего капитализма» и перекинулся на все другие страны, города и веси нашей планеты.
А теперь, приведём неожиданный пример из совсем другой области, вроде бы не имеющей прямого отношение к написанному выше. Речь идёт, как это ни странно, о профессиональном спорте. Не далее как вчера я прочитал на сайтах российских и американских газет последние детали «дела» российской хоккейной мега-звезды Ильи Ковальчука, почти подписавшего многомиллионный контракт с клубом «Нью-Джерси Девилз». Это соглашение было аннулировано арбитражем национальной хоккейной лиги, потому что сумма контракта Ковальчука не соответствовала уставу НХЛ о потолке зарплат (sallary cap). Насколько мне известно, это первый случай в истории американского спорта, когда арбитраж профессиональной лиги оспорил не суммарную платёжную ведомость того или иного клуба, а зарплату конкретно взятого игрока. При всём уважении к бывшему спартаковцу, харизматичному парню и замечательному хоккеисту Илье Ковальчуку, я должен признать, что решение лиги было правильным. И правильность этого решения проецируется не только на профессиональный спорт, но и на все сферы современной жизни и в Америке, и в России, и в Африке… Прошла пора, как говорили в советскую эпоху, жизни не «по средствам». И даже знаменитым спортсменам и звёздам шоу-бизнеса приходится сегодня умерять амбиции. Теперешние проблемы Западного мира (для «несведующих» – Россия – тоже часть западной цивилизации) породил не «вэлфэр», а люди, десятилетиями живущие в кредит и покупающие дома и машины, за которые они не способны расплатиться.
Сейчас я нахожусь в провинциальном городе Тула и наблюдаю следующую странную картину – центр Тулы по сей день впечатляет неимоверным количеством деревянных строений, практически изб. На улице «Свобода», где я нынче живу, люди до сих пор пользуются уличными колодцами для извлечения питьевой воды. Но в тех же архаических деревянных дворах сегодня запаркованы новейшие модели тойот, ситроенов и фордов, принадлежащие жильцам этих убогих двориков! И это отнюдь не исключения из правила – слишком много дворов и достаточно много машин. Не верите? Приезжайте в Тулу.
О чем всё это говорит? О том, что русский, узбекский, американский и какой угодно человек истратит сегодня последний рубль, гривну или доллар, и будет существовать в кредит для того, чтобы произвести внешнее впечатление преуспеяния или, простите за просторечие, выпендриться… Прозаик Виктор Пелевин назвал это состояние общества «орально-анальным вау-импульсом». Можно найти и другие метафоры.
Это уже не финансовый кризис – это кризис более глубокого – человеческого масштаба. Крайне существенный вопрос современности, проецируемый на все сферы жизни. Чем мы стали и куда мы идём?
Тула,
июнь 2010