Опубликовано в журнале СловоWord, номер 67, 2010
ЭПИТАФИИ
Опубликовано в журнале СловоWord, номер 67, 2010
ЭПИТАФИИ
Зинаида Партис
Она спешила делать добро
Публикую эту статью, отмечая годовщину ухода от нас литературоведа Ирины Григорьевны Панченко. До сих пор мне трудно примирить своё сознание с этой горькой, неотвратимой необходимостью продолжать жить без неё, не слышать больше никогда её тихий, задушевный голос. Cудьба подарила мне Ирину Григорьевну (Ирочку!) так ненадолго!
Я услышала её голос впервые по телефону менее чем за год до её ухода (я собирала сведения о литературоведе Аркадии Белинкове, с которым Ирина была знакома) и сразу поняла – это подарок судьбы мне и это навсегда. Наши интересные продолжительные с ней беседы обычно затягивались далеко заполночь. Увы! Мне не довелось свидеться с ней: мои годы и нездоровье и всякая дневи злоба не позволили съездить в Филадельфию, и была надежда на встречу у меня на Лонг-Айленде. Она хотела и надеялась приехать, но не смогла.
Ирина родилась в 1939 году в Ярославле. Окончила филологический факультет Киевского университета им. Т. Шевченко. В 25 лет стала членом Союза журналистов Украины, печаталась в киевской прессе. В 28 лет защитила кандидатскую диссертацию, посвященную творчеству Юрия Олеши. Она стала одним из первых исследователей в СССР, кто начал изучать творчество этого опального до "оттепельных" лет писателя. Вскоре после защиты стала доцентом.
Ирина Григорьевна больше тридцати лет преподавала русскую литературу в Киевском пединституте им. Горького (сейчас Педагогический университет им. М. Драгоманова), Киевском государственном университете им. Т. Шевченко, Киевском институте усовершенствования учителей им. Б. Гринченко.
Она стала автором четырех книг ("В поисках совершенства. О творчестве Юрия Олеши" (1974); "Виктор Астафьев" (1980); "Практикум по ораторской речи" (1990); "Мифы и фольклор народов мира" (в соавторстве с А. Астаховой и И. Матяш, 2003), одним из составителей и авторов комментариев к 640-страничной антологии "Серебряный век" русской поэзии" (1991), а также автором более двухсот статей в области культурологии и литературоведения, которые публиковались в российских, украинских, немецких, датских и американских изданиях, в том числе в журналах "Вопросы литературы", "Литературное обозрение", "Collegium", "Лiтературознавство", "Сучаснiсть", "Всесвiтня лiтература", "Русский язык и литература в вузах Украины", "Ренессанс", "Российская эмиграция: прошлое и современность" (издается Научным советом Российской Академии Наук), "Новый журнал", "Побережье", "Мосты", "Новый берег", Symposion. A Journal of Russian Thought ("Симпозион. Журнал русской мысли"), "Зеркало" и др.; в газетах "Новое русское слово", "Панорама", "Мир", "Филадельфия" и др.
В журнале "Слово/Word" опубликованы статьи Ирины Панченко "Чтобы родиться в Одессе, надо быть литератором. О юности Юрия Олеши" (№ 42), "Он жил возвышенно и горестно. К 110-летию со дня рождения Юрия Олеши" (№ 64), "По лестнице смыслов. Поэма Эдгара По "Ворон" (№ 66).
С 1997 года Ирина жила в Филадельфии. На протяжении десяти лет (1998-2008), начиная с 7-го номера и по 17-й номер, была бессменным автором филадельфийского литературного альманаха-ежегодника "Побережье". Ирина стала членом AATSEEL – Американской Ассоциации славистов и преподавателей языков стран Восточной Европы, пять раз выступала с докладами на ежегодных научных международных конференциях этой ассоциации.
Ирина Григорьевна была воистину человеком редким и бесценным по всем временам. Уже давно тяжело больная, она заботилась в жизни только об одном: делать добро, как можно больше добрых дел для людей. Она говорила мне, что должна ещё жить, так как должна написать статью в память о скромной школьной учительнице Дине Таран, кандидатская диссертация которой об Андрее Платонове, написанная в семидесятые годы, сейчас незаслуженно забыта. Эту работу Ирина написать успела. Ещё она хотела непременно успеть написать о Владимире Давыдове, талантливом кинооператоре, работавшем вместе с Юрием Ильенко и Сергеем Параджановым над фильмом "Тени забытых предков". К сожалению, эту статью она написать уже не смогла.
Невзирая на свою тяжкую и злую болезнь, на плохое самочувствие, на плохую погоду, она шла на почту послать своим друзьям нужные статьи, книги. На день рождения я получила замечательную открытку-коллаж, которую она смастерила собственными руками, вложив в неё и свой талант дизайнера и тепло и нежность. Узнав, что мне хочется опубликовать свою старую работу о ленинградских отказниках, звонила своим друзьям, пытаясь помочь, и это совсем незадолго до смерти. Нуждаясь в помощи сама, всегда спрашивала, не может ли она чем-либо помочь вам. Ирина Григорьевна не изменила самой себе – она жила последние месяцы, недели, дни своей жизни, как жила всегда, следуя завету Януша Корчака: "Спешите делать добро!", и она, действительно, спешила, стараясь сделать елико возможно больше. Не видя, а только слыша её, я не могла точно судить о её болезни, узнавала и угадывала о её большом мужестве и силе воли и надеялась на Божью милость. Но не даром народ говорит: "Бог забирает лучших!". Вечная, незабвенная память этой дорогой, светлой, бесценной душе! Я буду помнить и скорбеть о ней, пока живу.