Leonid Goldin. When there is no place to retreat
Опубликовано в журнале СловоWord, номер 67, 2010
НАШИ ИНТЕРВЬЮ
Leonid Goldin. When there is no place to retreat
Опубликовано в журнале СловоWord, номер 67, 2010
НАШИ ИНТЕРВЬЮ
Леонид Гольдин
КОГДА ОТСТУПАТЬ НЕКУДА
Я думаю, книгу Джона Мершеймера и СтифенаВалта "Израильское лобби" можно рекомендовать как психотерапевтическое пособие. Этот международный бестселлер, удостоенный самого теплого приема среди либералов всех стран и народов, хвалебных рецензий – от "Нью-Йорк Таймс" до "Хааретц", напоминает мне старый анекдот о бедном еврее, читающем антисемитскyюгазетенкy: во время, когда жизнь полна тревог и опасений, приятно почитать o всемогуществе евреев, ловко управляющих всем миром в своих интересах. Реальная жизнь, однако, выглядит по-другому. Никогда со времен Второй Мировой войны антисемитские настроения не имели такого масштаба. И у еврейского государства никогда за его послевоенную историю не было так много противников и так мало друзей. OOH cталa неприкрытым форумом антиизраильской пропаганды, "Kвартет" в составе ООН, Европейского Союза, России и США осудил Израиль за строительство в Иерусалиме, Президент и Госсекретарь США жестко и открыто выразили свое неодобрение. Англия выслала израильских дипломатов. Суды в европейских странах обвиняют израильское правительство в преступлениях, в академических кругах и университетах обсуждается само право Израиля на существование, либеральная профессура изощряется в оправдании палестинского терроризма. В Париже площадь Бен-Гуриона собираются переименовать в площадь Арафата. Тональность западноевропейских и даже большинства американских медиа становится все более критической по отношению к Израилю.
Евреям не привыкать к жизни во враждебном окружении, но нынешняя ситуация имеет явно выраженные особенности – среди критиков Израиля, адвокатов палестинцев сегодня большинство либералов, и в их числе немало евреев. НорманПодгорец, один из наиболее авторитетных теоретиков неоконсерватизма, бывший в течении 35 лет редактором журнала "Комментари", в книге "Почему евреи либералы" показал, что ранее евреи находили больше поддержки в либеральной среде, и в этом одна из основных причин их "левого уклона" и традиционной поддержки Демократической партии. 78% евреев (больше только чёрные – 95%, белые – 43%) голосовали за Обаму, и получили, хоть и с Акселеродом и Эмануэлем, самое жесткое по отношению к Израилю правительство в американской истории. Евреи опять поверили в добрые намерения – что поговорив по-хорошему с МахмудомАхмадинеджадом, лидерами ХАМАСа и Хезболлы, цитируя Коран, можно достичь взаимопонимания и безопасности. Еврейская солидарность в выборах чернокожего президента даже не смягчилa антисемитизма среди афроамериканцев.
Просветлеют ли наконец еврейские головы? Откажутся ли евреи-либералы от несбыточных иллюзий и миротворческих утопий? Я говорил на эту тему с видным юристом, специалистом в области государственного и международного права, профессором Элизабет Берней. Ее послужной список исключительно широк: от защиты интересов жертв Холокоста до противодействия корпоративным злоупотреблениям. В последнее время в центре ее деятельности борьба с политическими противниками Израиля, юридическое обоснование прав еврейского государства. Свою профессиональную карьеру она сочетает с преподаванием и концертной деятельностью в составе оркестра "Нью-йоркские юристы" и клейзмер-ансамблей. У нее трое детей и внук, зять – тоже юрист – из России.
Леонид Гольдин (Л.Г.): – Хочу напомнить сакраментальную сентенцию Уинстона Черчилля: "Если ты не либерал в двадцать лет, у тебя нет сердца, если ты не консерватор в сорок лет, у тебя нет ума". Я чувствовал себя либералом многие годы и после двадцати, что не удивительно в советской стране, поначалу в Америке сохранял эти ориентации, но в последние годы меня так занесло в другую сторону, что сам себе порой удивляюсь. Кстати, когда 20 лет назад я впервые встретился с Подгорцем в Москве, он рассказал про свой "либеральный опыт" – в 20 лет он написал поэму о Сталине. А у Вас был либеральный период, скажем, в студенческие годы?
Элизабет Берней (Э.Б.): – Нет, у меня никогда не было либеральных иллюзий. Когда я была еще школьницей, участники "Фронта освобождения Палестины" устроили погром в Квинсборо колледже, где мой отец был деканом. Они закрыли администрацию в офисах и не дали студентам возможности учиться. Зданиям и оборудованию был нанесен огромный ущерб. Такие "борцы за свободу" вызвали у меня полное отвращение. Этот опыт и изучение истории и права привели к тому, что я никогда не имела либеральных симпатий.
Л.Г.: – Если исходить из определения Черчилля, то большинство еврейских интеллигентов, в особенности в университетах, печатных медиа, искусстве лишены разума. Уроки истории, рост воинствующего антисемитизма не препятствуют распространению симпатий к экстремистам всех мастей, убежденности, что поблажками, уступками, можно изменить идеологию и психологию одичавших фанатиков, понятия не имеющих о ценностях цивилизованного мира. Из еврейской среды пришли самые видные апологеты либерализма и даже самые приметные критики Израиля, такие как Ноэм Хомский и НорманФинкельстейн, активисты "J-street", "Мир – сегодня", правозащитного движения. Недавно я встретился с основателем "Хьюманрайтсвотч", президентом крупнейшего издательства – корпорации "Рандом Хаус" Робертом Бернстейном. Он много говорил о современном антисемитизме, но ничего не сказал вразумительного, когда я задал вопрос: почему созданная им организация, в которой он и многие другие евреи играют столь авторитетную роль, после распада СССР сосредоточила основные усилия на обвинении Израиля во всех смертных грехах.
Э.Б.: – К сожалению, список можно продолжить. Конгрессмен Гарри Аккерман называет тех, кто возражает против требований палестинцев "сборищем идиотов", а израильтян – погромщиками. И сравнивает произраильских адвокатов с Талибаном. "Доклад Голдстона" содержит возмутительные и бездоказательные обвинения в том, что израильская армия умышленно наносит удары по гражданскому населению. Доклад основан на интервью с палестинцами и так называемыми правозащитными организациями, которые игнорируют очевидные факты – хамасовцы умышленно проводят атаки из густонаселенных районов. В домах, разрушенных израильской армией, было найдено много оружия, ракеты, способные достичь Ашкелон.
Л.Г.: – Ни одна армия в мировой истории не проявляла такой сдержанности в ответных акциях, представляющих угрозу для гражданского населения. Напомним о ковровых бомбардировках и использовании даже атомного оружия во Второй Мировой войне – в этих случаях ответственность возлагается на инициаторов войны, а не на объект агрессии. К Израилю подход другой, "Доклад Голдстона", обвиняющий израильскую армию в преступлениях в Газе, – ещё одно тому свидетельство, и он стал идеологическим оружием в руках противников Израиля. Кстати, Ричард Голдстон – еврей, почетный доктор "ХибруЮниверсити", удостоен массы наград еврейских организаций, и он явно претендует на Нобелевскую премию. Его дочь Никол утверждает, что ее отец "сионист и любит Израиль". Это о таких друзьях сказано – спаси меня Бог от друзей, от врагов я сам уберегусь.
Э.Б.: – Еврейская самоненависть "self-hate" аналогична психологии женщины, которая после многих лет унижений и страданий поверила, что она сама во всем виновата. Трудно с определенностью сказать, что мотивирует вывернутое сознание этой категории евреев без помощи продолжительного психоанализа. Но есть и вполне прагматические объяснения. Арабские деньги, в особенности Саудовской Аравии, играют огромную роль в разжигании антиизраильских настроениях в университетах и медиа. Кафедры Ближнего Востока в основных университетах получают десятки миллионов долларов от арабов. Эти фонды используются для привлечения профессуры, такой как РашидХалиди, которая пропагандирует палестинские интересы и заглушает голоса сторонников Израиля.
Л.Г.: – А до Халиди был Эдвард Саид – пламeнный адвокат террористов, возведённый либералами в ранг интеллектуальной иконы. Знаменитый дирижер ДаниэлБаренбойм приложил много усилий для его популяризации.
Э.Б.: – Клевета на Израиль сегодня делает популярной любую бездарность. НорманФинкельстейн сделал профессорскую карьеру и обеспечил тиражи своих публикаций маниакальным повторением нелепейших обвинений против еврейского государства, еврейского лобби. В своих "дебатах", популярных в интернете, он звучит как робот.
Л.Г.: – Это очень мягко выражаясь. В дискуссии с Аланом Дершовицем он даже выглядит как параноик, не говоря уже о полном абсурде его "научных аргументов". Но в слушателях, почитателях дефицита нет.
Э.Б.: – К сожалению, состояние психики не помешало, скорее помогло Финкельстейну организовать группу "Гарвардские военные преступники". Эта группа клевещет на израильских солдат, которые учатся в Гарварде, публично оскорбляет и совершает акты враждебности по отношению к ним. Между прочим, я создаю организацию "Гарвардские герои" – в поддержку бывших израильских солдат, обучающихся в университете.
Л.Г.: – В американских медиа много евреев. Антисемитская пропаганда десятилетиями утверждала, что пресса в еврейских руках. Но реальность свидетельствует о совсем другой доминирующей силе.
Э.Б.: – Арабы охотно вкладывают большие деньги в западные медиа. Не случайно, скажем, масштабные демонстрации мусульманского насилия в Европе или торжества в Палестине по поводу 11 сентября и других террористических актов практически не получили освещения. Печать заполнена обвинениями Израиля в дискриминации палестинцев, но мало кому известно, что три четверти арабов, живущих в Израиле, предпочитают жить в этой, а не в другой стране. Одному погибшему в Газе в результате ответных действий израильской армии уделяют больше внимания, чем сотням жертв в Уганде, Нигерии, Сомали. Бесполезно искать в либеральной печали ответ на вопрос: как бы реагировали США или другие цивилизованные государства на многолетний ракетный обстрел с соседних территорий?
Л.Г.: – Выступая в Нью-йоркском университете, лектор Американского университета в Ливане, спонсируемого американскими налогоплательщиками, называл эти ракеты "файеркракерами" – хлопушками; аудитория веселилась и аплодировала. Но пока речь идет о риторике, пропаганде, можно ждать и надеяться, что со временем разум и справедливость восторжествуют. Однако есть и необратимые процессы – территориальные уступки и демография. Только что бывший Президент Джимми Картер опубликовал очередную книгу "Мир на святой земле возможен. План, который будет работать". В итоге реализации такого плана Израиль вообще исчезнет – мирным путем. Военный путь – планы Ирана и палестинских террористов – тоже не снят с повестки дня. Не нужно быть военным стратегом, чтобы понять – каждая пядь столь маленькой страны, передаваемая в руки противнику, создает новый плацдарм для агрессии и делает ее все более уязвимой.
Э.Б.: – Требования к Израилю "вернуть" территории это часть плана ослабить и полностью уничтожить еврейское государство. Поэтому предшествующие соглашения, как правило, порождали больше насилия, чем мира. Палестинское руководство – и Фатах с МахмудомАббасом, и Хамас многократно заявляли со всей определенностью, что они не признают Израиль. Иногда Аббас говорил о "признании" – только для того, чтоб выторговать новые уступки, других целей у него нет. Встречаясь с прессой, выступая по телевидению, он часто показывает карту Ближнего Востока, где Палестина покрывает всю территорию Израиля, а еврейское государство даже не обозначено.
Л.Г.: – С точки зрения национальной безопасности и самого выживания Израиля ситуация понятна для любого непредубежденного, неослепленного антисемитской пропагандой человека. А как эта проблема выглядит с позиций современного международного законодательства? Библейские аргументы далеко не все воспринимают.
Э.Б.: – Нелепо даже говорить о правах "на территории", которыми палестинцы никогда не владели на законных основаниях. Перемирия не устанавливают признанных границ – они только свидетельствуют, где закончились сражения. После того, как пять арабских стран вторглись на израильскую территорию и захватили значительную часть земель, предназначенных еврейскому государству в соответствии с Балфурской декларацией и Конференцией в Сан-Ремо, о каких международных правах могут говорить те, кто эти права постоянно нарушает, но требует всё новых уступок от Израиля. А те, кто говорит об истории, должны считаться с тем, что это была исконно еврейская земля тысячи лет назад. Несмотря на многократное изгнание и расселение в других странах, немало евреев оставалось и возвращалось на родную землю. Есть семьи, которые живут в Израиле тысячи лет. Большой Иерусалим был еврейским в 1870 году. Более пятидесяти синагог было уничтожено, когда Иордания захватила этот район в 1947-49 годах. Нет никаких оснований считать Восточный Иерусалим арабским.
Л.Г.: – В юриспруденции, особенно западной, большую роль играет прецедент. Сегодня никто не требует возвращения Германии территорий, утраченных после Второй мировой войны, хотя оттуда были изгнаны миллионы немцев. Аналогично положение с бывшими японскими территориями. Вопрос о принадлежности Нью-Мексико и Калифорнии, отторгнутых в результате войны от Мексики, даже не обсуждается. Хотя там "хиспаник" уже большинство, но они пока не требуют суверенитета, и никто не винит США за хаос и отчаянное положение мексиканцев через границу, хотя там еще хуже, чем в Газе. Беседуя в Манхэттене, купленном за 24 доллара, о территориальных правах американских индейцев мы уже не говорим. Ротшильд, выкупая пустыни и болота в Палестине, был куда более щедрым.
Э.Б.: – Право Израиля на Западный берег и Восточный Иерусалим намного болеe обосновано, чем права стран, которые вы упомянули. США не владели Калифорнией и Нью-Мексико тысячу лет назад, в то время, как евреи никогда не утрачивали физической и духовной связи со своей землей. Нет международных документов, предоставляющих права США на территории, отторгнутые от Мексики. Аналогично и с территориальными изменениями после Второй мировой войны. Германия и Япония не требуют возврата земель и возвращения беженцев, потому что они хотят мира с соседями. Палестинские арабы требуют изменения статуса-кво потому, что они не хотят мира с Израилем, отвергают его право на существование.
Л.Г.: – Возвращаясь к вопросу, с которого мы начали разговор – об эпидемии либерализма и пацифизма среди американских евреев, приходится признать, что многие не поняли самые наглядные и жестокие уроки истории и объектвно играют роль, пользуясь выражением Ленина, полезных идиотов, готовых продать веревку, на которой их повесят. Необходимо уточнить, что нынешние либералы-умиротворители даже не продают, а снабжают с приплатой всем необходимым для достижения целей злейших врагов евреев и еврейского государства. Это не объяснишь только недостатком информации и влиянием арабской нефти. И даже современная история, в которой евреев столь часто увлекали левацкие идеи и либеральные программы, не причина самоослепления. Я думаю, главное в том, что трудно признать суровую реальность, жить без иллюзий и беспочвенных надежд на спасительное красноречие Клинтона или Обамы, на смягчение терпимостью и благотворительностью фанатиков и мракобесов.
Э.Б.: – При всей сложности и неопределенности обстоятельств, ясно, что чем больше уступок и сдержанности проявляет Израиль, тем наглее ведут себя его противники, тем большего требуют его критики. У нас множество спорных проблем, но есть вопросы, которые должны быть решены немедленно. США должны прекратить использование средств американских налогоплательщиков для поддержки террористических режимов. Мы посылаем сотни миллионов долларов в Газу, где детей учат в школе: "Убей еврея и американца". Либералы часто говорят о двойных стандартах. И нигде их недальновидность – или лицемерие – не проявляются так отчетливо, как в двойных стандартах по отношению к Израилю и его противникам.
Л.Г.: – Хочу отметить, что среди иммигрантов из СССР и постсоветских государств либералов совсем немного. Я руководил много лет Русско-американским центром общественного мнения, и мы проводили множество опросов об отношении новых американцев к внутренней и международной политике. Абсолютное большинство тех, кому за сорок, не одобряют политику умиротворения и уступок. И даже среди молодёжи немного испытывающих либеральные фантазии. Мы знаем, что такое антисемитизм не по курсам в университетах и музейным экспозициям, не по дебатам интеллектуалов, а по жизненному опыту, не оставляющему места для иллюзий и бесплодных мечтаний.
Э.Б. – Этот опыт очень важен для всей Америки, и необходимо, чтобы страна знала и не забывала о нём.