Опубликовано в журнале СловоWord, номер 67, 2010
К 65-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Исаак Трабский
ДАЛЕКОЕ ЭХО ЛЕНД-ЛИЗА
Несколько лет назад из украинской прессы я узнал об удивительном, на мой взгляд, событии: минувшей осенью из тины болотистого дна небольшой речки Бурта, которая протекает у села Нагорное Жашковского района, что в Черкасской области, на поверхность после более чем 60-летнего плена специалистами археологической экспедиции вытащена… громадина американского танка «Шерман». Оказывается, что старожилы села знали об этом заграничном танке с того самого морозного февральского дня 1944 года, когда его, двигающегося по толстому льду речки, подбил снаряд немецкой «самоходки». Они помнили, как один из окровавленных раненых советских танкистов выбрался из люка и дополз до крайней хаты села. Там его приютили. Но на следующий день, видимо по доносу полицая, за ним пришли немцы и увели на расстрел. Трое других членов экипажа погибли в танке. Ранней весной крестьяне извлекли из машины тела танкистов и похоронили их в братской могиле. Как только растаял лёд, танк затонул, но его грозная башня с пушкой ещё долго торчала над поверхностью речки…
Меня, бывшего советского офицера, ныне жителя американского Мичигана, отдавшего многие годы журналистике, эта газетная статья из далёкой родины, Украины, не могла не заинтересовать. Вскоре после иммиграции, проезжая по оживлённой детройтской улице «Восьмая миля», моё внимание привлёк совершенно необычный для благополучной Америки памятник: справа от дороги на бетонном квадрате постамента высилась стальная громадина американского танка. Этот строгий монумент тогда напомнил мне, что именно здесь, в Детройте, во время войны находился крупнейший центр оборонной промышленности страны по изготовлению автомобилей, танков, самолётов. А на месте памятника, по рассказам коренных американцев, когда-то находился один из заводов «Крайслера», выпускавший знаменитые танки «Шерман». Из истории Второй мировой войны общеизвестно, какую огромную помощь Советской Армии в боевой технике, вооружении и продовольствии оказали в борьбе с гитлеровскими ордами Соединенные Штаты. Много любопытного о «городе моторов» военного периода я узнал из разговора с 85-летним детройтцем, американцем украинского происхождения, бывшим солдатом 70-го танкового батальона США, участвовавшего в высадке войск союзников в Нормандии, Джорджем Шинкарём.
Предыстория появления американских танков, направленных по ленд-лизу на советско-германский фронт, проливает свет на зародившееся боевое содружество в битве с фашизмом двух великих стран СССР и США. Осенью 1940 года, когда в Европе уже шла Вторая мировая война, в Вашингтоне возникла идея ленд-лиза. После утверждения в Палате представителей и Сенате 11 марта 1941 года проект билла о ленд-лизе был подписан президентом Рузвельтом. Этот Закон о ленд-лизе давал право президенту США, когда тот сочтет необходимым, передавать взаймы или в аренду боевую технику, вооружение и военные материалы правительству любой страны, оборону которой президент признает жизненно важной для безопасности Соединенных Штатов.
В день нападения гитлеровской Германии на СССР, 22 июня 1941 года, премьер-министр Великобритании Черчилль выступил по радио с предложением «оказать России и русскому народу всю ту помощь, какую мы только сможем». А 24 июня и Рузвельт заявил о готовности помогать России. Эти заявления положили начало сотрудничеству трёх держав в совместной войне против нацистской Германии. 7 ноября 1941 года Рузвельт признал оборону Советского Союза жизненно важной с точки зрения интересов США. И с этого дня американские поставки в СССР начали проводиться на основании закона о ленд-лизе по квотам, установленным Московским (1941г.), а затем Вашингтонским (1942г.), Лондонским (1943г.) и Оттавским (1945г.) протоколами.
Трагедия 22 декабря 1941 года, когда японская авиация атаковала американскую военно-морскую базу в «Жемчужной гавани» (Pearl Harbor), где был потоплен почти весь американский линейный флот, а с ним погибли 2 тысячи 300 моряков, определила активное включение США во Вторую мировую войну. Ровно через 48 часов лидеры Американской Федерации Труда (AFL) и Конгресса производственных профсоюзов (CIO) по просьбе правительства обратились с призывом к хозяевам заводов и рабочим страны поддержать переход на выпуск военной продукции. Это означало полный отказ от проведения стачек и забастовок и вхождение в соглашение («партнеры в производстве») трудиться на нужды войны.
Детройт, где были сосредоточены все крупные автомобильные компании США, стал ведущим национальным центром военной промышленности. Все заводы перешли на военные рельсы, и с тех пор город прозвали «арсеналом демократии». Со всех штатов страны, экономика которой с 1929 года страдала от Великой депрессии, в Детройт за надёжной работой, а значит большей зарплатой и лучшими условиями жизни, потянулись 400 тысяч рабочих. 30 процентов заводских рабочих-мужчин США стали у станков военных заводов, а женщины пополнили развивающийся сервис в торговле и питании. Они обеспечивались жильём и необходимыми социальными услугами. Заводы компании «Форд», кроме автомобилей, приступили к изготовлению бомбардировщиков В-24, в городе Гудсон заработал кораблестроительный завод, а автозавод Крайслера в городском предместье Уоррен перешел на производство танков (на фото).
Американский танк «Шерман А3»
Поставки автомобилей, самолётов, радиостанций, армейских телефонов, цветных металлов, особенно алюминия для производства самолётов, оказались чрезвычайно важными для усиления Красной Армии и разгрома Вермахта. Но производство американских танков (из-за отсутствия необходимого опыта) в первые годы войны столкнулось с серьезными недостатками. Поставки на Восточный фронт были крайне необходимы в 1941-1942 годах, когда промышленность СССР только налаживала их массовое производство. Американские легкие танки М3А1, имеющие на вооружении только пулемёты, и средние М3 («генерал Грант») первыми были направлены через Атлантику. Они начали прибывать в СССР в начале 1942 года, а летом и осенью приняли участие в тяжелейших боях на Сталинградском направлении и в обороне Кавказа. Вслед за ними на фронт переправлялись и новые средние танки М3. Но на бескрайних просторах России эти боевые машины оказались очень слабыми по сравнению с германскими, да и советскими танками. Высокие, неказистые, на узких гусеницах они намертво застревали в грязи, а на поле боя от первого же попадания вспыхивали и горели, как свечи, унося с собой жизни советских танкистов. Недавно в интернете я нашел любопытное письмо солдата-фронтовика «Исповедь освободителя» (газета «Вятский край» от 28.01.2005 года), где он пишет: «Если говорить об автомашинах, то у американцев была непревзойдённая техника. Проходимая, надёжная – на 100 процентов лучше наших ЗИСов. А вот насчёт военной… Смотришь, наш танк играючи грязь пройдёт, а американский станет и ни с места. Друзья-танкисты говорили, что лучше танка «Т-34″ нет танка. Некоторые и горели в нём, и подрывались, а всё равно на него просились, не хотели на американские танки садиться…» Серьёзные недостатки имели и боеприпасы к американским танкам: фугасные гранаты для 75-мм пушек при пожаре тут же взрывались. В 1942 году И. Сталин писал Рузвельту: «Считаю долгом предупредить, что, как утверждают наши специалисты, на фронте американские танки очень легко горят от патронов противотанковых ружей, попадающих сзади или сбоку. Происходит это из-за того, что высокосортный бензин, потребляемый американскими танками, образует в танке большой слой бензиновых паров, создающих благоприятные условия для загорания»…
Конструкторы танков из американского Рок-Айлендского арсенала, учтя серьезные замечания и практические советы советских военных специалистов, при создании нового среднего танка М4А2 «Шерман» устранили многие недостатки его предшественников. Средние же танки серии М3 «генерал Грант» полностью были сняты с вооружения США. А танки «Шерман» стали самыми распространенными танками в американской армии. Зимой 1943 года начались поставки в СССР усовершенствованного танка «Шерман М4А3» с максимальной скоростью 38 километров в час и запасом хода до 160 километров. Он выпускался с июня 1942 по май 1945 года и был вооружен 75- или 76-мм пушкой с круговым обстрелом, имел специально сконструированный дизельный двигатель «FordGAA-8» мощностью до 400 л.с. и литой корпус. Бронеплиты в нём заваривались, а не клепались, как прежде, а лобовая броня увеличена до 60 мм. Экипаж танка должен был состоять из 5 человек. Следует заметить, что «Шерман» был лучшим самым массовым из всех танков иностранных марок, полученным СССР по ленд-лизу. С августа 1944 года в войска стал поступать «Шерманфайерфлай» («светлячок»), вооружённый 76-мм длинноствольной пушкой с высокой начальной скоростью бронебойного снаряда. Всего из США на советско-германский фронт было направлено более 12 тысяч танков, из них 5248 «Шерманов». Однако при проводке северных конвоев 417 этих боевых машин вместе с караванами английских судов ушли на морское дно. Последняя партия – 183 танка этого типа – поступила летом 1945 года и в составе 9-го механизированного корпуса 6-ой гвардейской армии участвовала в разгроме Квантунской армии на северо-востоке Китая. Всего за время Второй мировой войны Советский Союз получил по ленд-лизу от США и Англии 19 тысяч 510 единиц боевой техники (танков, САУ, бронетранспортёров), что по танкам составляло около 16% советского производства. Маршал Жуков после войны так говорил о роли поставок по ленд-лизу: «Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью?»
Цех завода «Крайслер» при сборке танков «Шерман». Фотография из архивов «Крайслера».
И основным производителем военной техники в США во время войны были заводы Детройта. Только заводы компании «Крайслер» выпустили 18 тысяч «Шерманов» и 500 тысяч военных грузовиков. Здесь также изготавливали моторы, пушки для самолётов и многое другое. Кстати, на этом компания неплохо заработала: к 1945 году «Крайслер» поставил правительству военных машин и оборудования на 3,4 биллиона долларов. Вот такая непростая история появления и участия на советско-германском фронте американских танков.
Но продолжим наш рассказ о судьбе подбитого на Украине «Шермана». Чтобы поднять его со дна реки тогда никто не мог и решиться. Но в то же время и под водой пытливые селяне не оставили танк в покое. Вначале отбили бак, который пришелся очень кстати при изготовлении самого лучшего в округе аппарата для приготовления крепчайшего самогона. Пригодились в хозяйстве и кресла членов экипажа. Кожа из них сгодилась на сапоги для местных хлопчиков. До нынешних дней в селе сохранилась кувалда, изготовленная из трака гусеницы танка….
Прошли десятилетия, Украина стала независимой, и заезжие дельцы всё чаще стали предпринимать попытки своим транспортом поднять на берег танк, увязший в глубоком иле обмелевшей речки. Многие уже знали, что в Венгрии немецкий коллекционер купил подбитый в войну «Шерман» за один миллион долларов… Наконец, этим танком заинтересовались археологи и местные органы охраны природы. Они пригласили для тщательного обследования военных саперов, которые нашли и извлекли из боевой машины 59 снарядов. Командование Уманской бригады войск ПВО выделило в помощь мощный тягач на основе танка «Т-62». Но самое трудное оказалось впереди. К подъёму танка готовились четыре дня, и первая попытка вытащить его из густого, глубокого ила не удалась. Но когда пришел успех и танк, наконец, оказался на твердом грунте, его вид не мог не удивить: тот же злополучный ил оказался превосходным консервантом. На броне полностью сохранилась краска, которую даже не тронула ржавчина…
По определению военных историков, этот «Шерман», подбитый в феврале 1944 года, воевал в составе танкового полка 45 механизированной бригады 6-ой танковой армии 1-го Украинского фронта. После успешного завершения советскими войсками Корсунь-Шевченковской операции немецкая группировка пыталась вырваться из окружения. Из-за неблагоприятных погодных условий (туман, сильно пересечённая местность, глубокий снег) из 45 советских танков встретить контратакующего противника смогла лишь 21 боевая машина. «Шерман» был подбит немецкой самоходной установкой в тот момент, когда оказался посреди покрытой толстым льдом речки. Тогда в том бою были подбиты 8 американских средних танков…
Директор Департамента подводного наследия Украины Сергей Воронов так оценил эту находку: – «В фондах музеев стран СНГ находятся всего два танка «Шерман». Они принадлежат России. Оба уцелели, так как не принимали участия в боевых действиях. Но найти и поднять на поверхность чудом сохранившийся подбитый американский танк нашим археологам удалось впервые. Это большая удача: ведь при попадании первым же артиллерийским снарядом эти танки почти всегда сгорали. Этот «Шерман» – настоящий подарок к юбилею освобождения Украины от гитлеровской оккупации». После реставрации в Киеве в торжественной обстановке он передан в филиал Центрального музея Вооружённых сил Украины. Уникальная находка этого американского танка явилась еще одним дальним эхом ленд-лиза, экономического и боевого содружества Великих держав в борьбе против общего врага.