Опубликовано в журнале СловоWord, номер 64, 2009
Нам хочется рассказать о спектакле Малого драматического театра из Санкт-Петербурга под руководством Льва Додина “Жизнь и судьба”, поставленного по одноименному роману Василия Гроссмана и показанного в Нью-Йорке в Линкольн-центре этим летом. Роман посвящен трагическим страницам российской советской действительности середины 20-го века. Этот спектакль удалось увидеть американской журналистке Донне М. Фарине. Публикуем ее заметки об этой пьесе, которая впервые была представлена американской аудитории.
Донна М. Фарина
«Жизнь и судьба»
Мне удалось увидеть пьесу «Жизнь и судьба» – адаптацию романа Василия Гроссмана (1959). Пьеса поставлена режиссером Малого Драматического Театра (Санкт-Петербург) Львом Додиным и является частью летней фестивальной программы Линкольн-Центра (Нью-Йорк). Пьесу можно было видеть в течение четырех дней в конце июля в Джералд В.Линч Театре (Джон Джей Колледж). Пьеса была на русском языке с титрами на английском. Хотя зал был заполнен преимущественно русской публикой, пьеса, впервые показанная на американской сцене, является значительным культурным событием и имеет более широкий адрес.
Действие двухактной пьесы происходит во многих местах: в московской квартире Виктора Штрума (актер Сергей Курышев), советского физика, в Московском Институте ядерной физики, где Штрум работает; в советском концентрационном лагере, в ГУЛАГе, в немецком концентрационном лагере и на фронте во время Сталинградской битвы. К тому же, в течение всей пьесы, мы слышим, как Анна Штрум (актриса Татьяна Шестакова), мать Виктора, читает свое письмо сыну, рассказывая о своей жизни в гетто, и позднее – о его ликвидации и затем об ожидании смерти в газовой камере. Этот список мест действия пьесы достаточно велик, чтобы показать, насколько трудна была задача режиссера Додина, когда он пытался адаптировать эпическое произведение Гроссмана с его многочисленными сюжетными линиями. Додину удалось решить эту сложную задачу, тесно связав судьбы героев, разделенных временем и пространством.
Главный герой пьесы, Виктор Штрум, еврей, советский ученый, чья работа оценивается как излишне «теоретическая» и который скомпрометирован своими высокими оценками западной науки. Его пытаются заставить публично «покаяться» в собственных ошибках, и ему угрожают потеря работы, потеря квартиры, советский антисемитизм и возможный арест. Многие коллеги и знакомые уже арестованы, в том числе бывшие мужья его жены и ее сестры, так что он хорошо понимает, что ожидает его и его семью в ближайшем будущем. Несмотря на все давление, которому он подвергается, он пытается следовать своим принципам, не желая идти на компромисс. Его жизнь меняет телефонный звонок Сталина. Сталин хвалит работу Штрума, связанную с производством атомной бомбы. Теперь жизнь Штрума полностью меняется – все препятствия, возникшие перед ним, исчезают. Более того, по мере того, как он становится частью избранного круга ученых и не может больше следовать своим принципам, он вынужден подписать официальное письмо, отрицающее факты об арестах и репрессиях в СССР, проникшие на Запад.
В то время, как Виктор Штрум решает подписать письмо, другие герои вынуждены принять свои решения. В советском лагере политический заключенный Арбачук, бывший муж жены Виктора (актер Владимир Селезнев), делает то, что он считает своим партийным долгом, – он пытается разоблачить заключенного уголовника, и в итоге его убивают. Сестра жены Виктора, Женя (актриса Елизавета Боярская) хочет последовать в лагерь за своим бывшим мужем, несмотря на свою любовь к полковнику Красной Армии Новикову (актер Данила Козловский). Однако и Новиков тоже арестован; он недостаточно быстро выполнил приказ об атаке, пытаясь сохранить жизнь своих солдат во время Сталинградской битвы. Мы упомянули только часть событий, затронутых пьесой. Удивительно, как много материала из сложного романа Гроссмана режиссеру удалось включить в театральную адаптацию.
Вся трупа актеров, участвовавшая в этом спектакле, исполняла свои роли чрезвычайно профессионально; в этой короткой рецензии мы можем упомянуть только некоторые из них. Актриса Татьяна Шестакова, игравшая роль Анны, матери Виктора Штрума, выделялась особенным образом. Ее монологи – письма сыну, – описывают человека, который прощается с нормальной жизнью, с тем, чтобы отправиться в гетто и затем в газовую камеру. Шестаковой удалось передать достоинство и самосознание, характеризующие русско-еврейского интеллигента. При этом она сумела избежать привычного театрального шаблона. Роль Анны в пьесе можно сравнить с ролью греческого хора, комментирующего все, что происходит на сцене. Но в отличие от греческого хора, ее собственная история заметна не менее, чем любая другая, представленная в этой пьесе. Актриса Елизавета Боярская так же выделялась в своей роли. Даже в ситуациях, где она была не в центре действия, ее присутствие и экспрессивность чрезвычайно усиливали контекст мизансцены.
Исполнение Сергеем Курышевым роли Виктора Штрума требует особого обсуждения. В первых сценах, характер Виктора не совсем положительный. Будучи человеком с принципами, он одновременно представляет собой тип талантливого ученого со всем его высокомерием, для которого не существует ничего важнее, чем его работа. Трудно сказать, чем он больше возмущен – преследованием людей вокруг него или беспочвенными сомнениями в его научных знаниях по идеологическим причинам.
Позднее, когда телефонный звонок Сталина полностью меняет судьбу Виктора, сначала кажется, что у него нет особых сомнений о его привилегированной позиции в системе, причинившей так много зла людям, которых он знает. Такое впечатление, что он сомневается в невиновности некоторых из этих людей, которые были арестованы или наказаны, то есть встали на пути системы, столь высоко наградившей его за его достижения. Курышев передает смешанные эмоции Виктора, который не может себя чувствовать комфортно со всеми привилегиями, дарованными ему советской системой, извращающей все человеческие ценности. Одна из наиболее выразительных сцен в пьесе – когда Виктор пытается объяснить самому себе и оправдать свое решение подписать официальное письмо, отрицающее всякую информацию об арестах и о репрессиях, появившуюся на Западе. Подписаться нелегко, но Виктор слишком дорожит своим новым статусом.
Темы «Жизни и судьбы» весьма актуальны сегодня, особенно в связи с событиями в Иране, Ираке и Северной Корее. Директор Додин и Малый Драматический Театр из Санкт-Петербурга сделали летний фестиваль Линкольн-Центра особенно памятным, представив свою пьесу Нью-Йорку.