Опубликовано в журнале СловоWord, номер 63, 2009
ПРЕДПРАЗДНИЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
От души поздравляем
замечательного художника-графика
МИХАИЛА БЕЛОМЛИНСКОГО
с 75-летним ЮБИЛЕЕМ !
Коллектив и редколлегия “Слова-Word”
За годы работы в Америке М.Беломлинский создал огромное количество талантливых и остроумных произведений.
Мы публикуем некоторые из них, иллюстрируя его текст о себе, чтобы доставить удовольствие всем, кто их увидит.
Итак, вперед!
Это наша семья в момент отъезда в США.
А в этот ящик поместилось все, что мы увозили оттуда —
мои и дочкины рисунки и рукописи жены.
В детстве я рисовал мелом на панели Сталина в мундире с орденами и карикатуры на Гитлера.
Потрясенные моим искусством дворники никогда не гоняли меня.
Потом я окончил Ленинградскую художественную школу, Институт им. Репина (Академию художеств) и стал профессиональным художником-графиком.
Я делал рисунки для газет и журналов, изъездил весь Союз, был на Камчатке, на Командорских островах, на Чукотке (откуда впервые увидел Америку через Берингов пролив), рисовал карикатуры, плакаты, проиллюстрировал 300 книг, в основном детских.
Был членом Союза художников и Союза журналистов. Мои работы находятся в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Мне ужасно повезло – я всю жизнь рисовал. Больше я ничего делать не люблю и не умею.
Когда в 1989 году мы решили всей семьей эмигрировать в Америку, я понимал, что профессия художника здесь не самая дефицитная.
Для того чтобы отвлечься от тревожных мыслей о том, что с нами будет, я все время рисовал то, что с нами происходило. Как на таможне тетка в ватнике уверенно выводит на нашем багаже ISRAEL – слово, еще недавно звучавшее как ругательство, как мы живем в Вене и в Риме, как получаем (или не получаем) визы в американском консульстве, как «русские» торгуют на римской толкучке «Американо».
Михаилу Казакову шарж понравился, и он подписал его
Эти рисунки были напечатаны в «Новом русском слове», а потом ХИАС издал их отдельной книжечкой – «Ура! Мы едем а Америку». Это самая любимая из моих книжек.
В Нью-Йорке я работал в газете «Новое русское слово», а потом в газете «Русский базар».
И опять я занимался любимым делом – рисовал иллюстрации, заставки, дизайн рекламы, карикатуры, шаржи. Дружеские шаржи – мое любимое рисование.
В Союзе я нарисовал всех. Всех своих знакомых писателей, художников; здесь я тоже оформлял книги. Несколько книг сделал для издательства «Слово-Word».
Много сделал для издательства «Эрмитаж». Там же вышли три книги моей жены – замечательной писательницы Виктории Беломлинской. Две из них вышли в финал Букеровской премии. А в России были изданы две книги моей дочери Юли Беломлинской – художницы, поэта, автора и исполнителя собственных песен.
Несколько моих шаржей на художников-авангардистов приобрел для своей прекрасной коллекции американский коллекционер Нортон Додж.
Евгений Леонов | Владимир Высоцкий надписал рисунок моей дочке Юле. Ей было тогда 10 лет |
Сейчас я хочу собрать 100 лучших своих шаржей в книжку, все они будут сопровождаться историями, анекдотами, рассказами, стихами о людях, которых я рисовал. Может быть, получится интересная книжка.
Портрет М. Беломлинского, выполненный Иосифом Бродским
2 апреля 95-го года после выступления Бродского в Манхэттене мы пришли в «Самовар». Роман Каплан – хозяин «Самовара» – принес свой знаменитый альбом с автографами, фотографиями и рисунками и попросил меня нарисовать Иосифа, но тот отнял у меня альбом и любимый им цанговый карандаш: «Мишель, ты меня много рисовал. Дай-ка я тебя нарисую». Быстро сделал очень хороший рисунок. И написал: «Мишеньке, с нежностью от Иосифа. И. Б. Нью-Йорк, 2 апреля 1995».
В тот вечер мы виделись в последний раз.
Иосиф Бродский. 1971 год
В Питере я сделал много зарисовок с Иосифа Бродского. Он все забраковал, а на одном расписался: «Мишель, здесь похож!..» Похвала ценная, он ведь сам очень хорошо рисовал. Этот рисунок печатался много раз, а сейчас в России часто воспроизводится как автопортрет Бродского.
Я был первым иллюстратором книжки «Хоббит» Джона Р. Толкиена (1976 г.). Я часто рисую в книжках конкретных людей.
Любимого моего актера Евгения Леонова я нарисовал в сказке «Хоббит» пузатым, с мохнатыми ногами, и боялся, что он обидится. Но в книге «Письма сыну» он написал: «Ленинградский художник Михаил Беломлинский подарил мне книжку английского писателя Джона Толкиена… он изобразил героя повести хоббита Бильбо очень похожим на меня. Копия, не правда ли? Сказка мудрая и очаровательная, рисунки тоже».
Мои рисунки бесконечно переиздавались в России и переиздаются до сих пор.
После смерти Сергея Довлатова стали выходить десятки книг воспоминаний о нем: «Мне скучно без Довлатова», «Довлатов и окрестности», «Довлатов вниз головой», «Иудейство Довлатова», «Воспоминания о Довлатове», «В кругу Довлатова».
Я нарисовал картинку: Довлатова, как надутую куклу на парадах «Мейсиса», несет бесконечная толпа его «мемуаристов», большинство нарисованных мемуаров – пародии на существующие книги.
А еще я часто рисовал его в иллюстрациях к рассказам, фельетонам, заметкам для газет и журналов.
В книге «Янки при дворе короля Артура» я нарисовал артиста Сергея Юрского.
В 2002-2005 годах я сделал рисунки к замечательным 13 книжкам Лемони Сникета из серии «33 несчастья» для питерского издательства «Азбука» (раньше я делал для них обложки к шести книжкам Сережи Довлатова, а они переиздавали «Хоббита» с моими рисунками). Издательство купило весь проект серии «Тридцать три несчастья», переводили и присылали мне, а я им — рисунки. Скоро выходит фильм по первым книжкам, с моей любимой Мерил Стрип и Джимом Керри, и, конечно, я с нетерпением жду его. Хочется сравнить работу этой киногруппы с моей.
Барбра Стрейзанд | Булат Окуджава | Жерар Депардье |
Мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани | Лучано Паваротти | Майкл Джексон |