Опубликовано в журнале СловоWord, номер 62, 2009
Мы пытаемся напомнить о значении письменности в сегодняшнем мире, возвращаясь к его истокам и возвращаясь к его настоящему и будущему.
Редколлегия
Леонид Яковлев
ПИСЬМО
(или заметки о письменности)
Дорогой читатель! Я не имею глупого намерения преподнести тебе старые или новые истины, открытые, кстати, не мной. Понимаю, что ПРОЧЕСТЬ этот текст может медсестра, доктор физико-математических наук и менеджер финансовой компании, поэт и космонавт-астронавт-тайконавт и, наконец, – профессор-лингвист, или историк-исследователь. Все, что я пытаюсь сделать, это – напомнить о значении письменности в сегодняшнем мире.
Письмо – визуальный способ передачи информации. Зарождение письменности связано с рисунком, первой попыткой человека изобразить что-то важное из жизни. Однако, рассуждая, казалось бы, только о письменности, совершенно необходимо отступить назад, чтобы пояснить: устная речь и письменность – являются взаимосвязанными процессами, вызванными развитием социальных, производительных и экономических отношений человеческих сообществ.
В отличие от животных у человека, как социального существа, развилась сигнальная система, связанная с функцией речи, со словом, слышимым или видимым (письменная речь). Образование условного рефлекса на основе речи является качественной особенностью высшей нервной деятельности человека.
А как передать мысли, сообщения, свой опыт людям, находящимся далеко от тебя, а тем более потомкам? Речь закреплялась сначала в памяти человека и передавалась устно из поколения в поколение, а затем возникла письменность – знаковая система фиксации речи. Она позволила закреплять мысли во времени и передавать их на расстояние с помощью графических элементов – письмен. Можно упомянуть и более ранние способы фиксации информации, иногда предшествовавшие письменности, либо сохранявшиеся веками в примитивных сообществах – например, узелковое письмо североамериканских индейцев.
Появляются наскальные рисунки. Первые наскальные рисунки датируются 4 млн. лет до нашей эры. Рисунок являл собой магическое изображение мира. Такое отношение к начертанному знаку отразилось в греческом названии элементов древнеегипетской письменности, иероглифам: «иеро» – «священный», «глифы» – «высеченный на камне».
Самое первое письмо-пиктограмма, т.е. более или менее сложные рисунки сюжетного, повествовательного характера, или же серия рисунков. Позже появляется идеограмма – отображающая не сам объект, а идею, абстрагирующуюся от буквального значения картинки. Уже в наскальной живописи прослеживается тенденция к упрощению изображения. Такая тенденция связана с дальнейшим развитием человеческого мышления и языка, с приобретенной способностью к большим абстракциям, с умением человека разлагать речь на элементы – слова.
Можно попытаться кратко обобщить историю появления письменности с указанием ее важнейших «очагов» появления. Сейчас очевидно, что письменность имела несколько таких самостоятельных «очагов», на обитаемых континентах. Однако зачастую они возникали в разные времена и их историческая судьба, степень влияния на современное – сегодняшнее общество, также оказалась разной.
К очагам возникновения письменности, появившимся в разное время, можно отнести: Американский континент; Африку; Восточную Азию и Китай.
Единственной древней системой письма идеографического типа, оказавшейся жизнеспособной и сохранившейся до наших дней, является китайское письмо. Китайское письмо уже несколько тысяч лет является единственным общепринятым способом записи китайского языка. Знаки китайского письма также широко используются в японском и корейском письме (там они называются кандзи и ханчча, соответственно). До 1945 года китайское письмо использовалось также для записи вьетнамского языка (хан ты). Но, хотя китайская цивилизация в целом, оказала значительное влияние на всю мировую цивилизацию, письменность Китая – не сыграла такой роли, вследствие сложности и огромного объема иероглифического словаря, насчитывающего сейчас до 60 000 знаков и их сочетаний.
Наиболее важным очагом источников письменности являются Ближний Восток, Европа, Центральная и Средняя Азия.
На сегодня – является общепринятым и научно-обоснованным мнением, тот факт, что к концу IV тысячелетия до н.э. в долинах Тигра и Евфрата возникла великолепная цивилизация, фактически – первая на нашей планете. Она дала миру первые города, первые государства, первые ирригационные каналы и, пожалуй, самое важное – первую систему письма. Из-за странно выглядевших букв ныне ее назвали «клинописью» (cuneiform). Создатели культуры назвали свою землю Шумер, а себя – Шумерами, их происхождение остается загадкой, и их язык не имеет связи со всеми другими языками на земле*. Именно эта система письменности получила грандиозное продолжение в сообществах множества окружающих народов.
Знаки клинописи состояли из групп клинообразных черточек, выдавленных на глиняных табличках. Сначала клинопись была идеографическим письмом, а затем превратилась в словесно-слоговое письмо. Именно клинописью была написана ныне всемирно известная “Поэма о Гильгамеше”, царе древнего Урука – через 700 лет после времени его царствования. Поэму удалось полностью расшифровать, и ныне она признана первым литературным произведением человечества.
На основе этой письменности, около 1200 лет до н.э. в Финикии произошло рождение первого в истории алфавита – системы письменных знаков-букв – для передачи звуков речи. Первоначально жители Финикии переняли клинопись у народов Месопотамии, приспособив ее к своему языку. Со временем финикийцы предельно упростили клинопись. Этого требовали нужды развивавшейся торговли, ведение торговых записей и расчетов. Географическое расположение Финикии – средиземноморское побережье, активное торговое мореплавание – также диктовало необходимость развития, изучения и закрепления астрономических и математических знаний.
Согласных звуков в языке финикийцев было 22, которым соответствовали 22 знака-буквы, расставленные в определенном порядке. В некотором контексте эти же знаки обозначали числовые величины. Гласные буквы финикийцы на письме не обозначали. Строчки писали справа налево.
Финикийский алфавит дал начало семитическим алфавитам – арамейскому, затем еврейскому и аравийскому, армянскому, грузинскому и индийскому.
Первой буквой алфавита была буква «алеф», или «а»; второй – «бет», или «б». «Алеф» первоначально обозначала «голова быка», а «бета» – «дом». Алфавит у финикийцев заимствовали древние греки, которые также ввели буквы, обозначавшие и гласные звуки. У греков алфавит заимствовали римляне.
Финикийцам же, мы, возможно, обязаны названием континента – Европы. Так звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя.
Вместе с исламом аравийский алфавит был воспринят большинством мусульманских народов, а от греческого алфавита ведут свое происхождение латинский алфавит (и все его многочисленные производные), церковно-славянские глаголица и кириллица, ставшие основой современного русского алфавита из 33 букв. Таким образом, научившись читать и писать на любом из этих языков, мы оказываемся в прямой связи с древними финикийцами.
Необходимо указать, что примерно в 1400 г. в Германии Иоган Гутенберг изобрел книгопечатание. Виктор Гюго написал в романе «Собор Парижской Богоматери», что история культуры человечества с изобретением книгопечатания перешла от архитектуры к литературе, что можно считать спорным.
Вряд ли имеет смысл излагать любому читающему значение письменности в истории развития человеческой цивилизации, ее роли в сохранении и передаче накопленных знаний, развитии человеческого мышления и фантазии, возникновении и продолжении великих (и не очень) литератур, всех направлений искусств, всех отраслей науки, техники и становления сознания. Этот неостановимый процесс набирает все большие темпы и, даже, порождает тревогу: как справится наш мозг с гиперболическим ростом информационного потока?
Новейшие информационные технологии, возможность мгновенно донести мысль и слово одного индивидуума другому, или – всем (!), порождают совершенно иное отношение к слову (или иероглифу). Порой мы становимся жертвами того, что теперь называется массовой культурой. Безусловно, эта ситуация влияет на все мировые языки, причем неоднозначно. Думаю, современникам рано окрашивать происходящие изменения в черные и белые цвета. Идет активное взаимопроникновение понятий и слов, происходит быстрое рождение новых, пока считающихся «слэнговыми» выражений (наряду с просто безграмотными) – а это неудивительно: ведь в процессе интернетовского «текстообмена» преобладают молодые, наиболее «лабильные» – неконсервативные члены человеческой семьи.
К этому обстоятельству добавляется грустный, казалось бы, факт «вымывания» печатных, особенно – периодических, изданий. В первую очередь это относится к газетам. Часть из них – исчезает вовсе (скорей всего, по экономическим причинам), часть – либо обязательно присутствует в электронном виде наряду с печатным, иные – уже, только на интернете. Заметьте: книг такая тенденция коснулась в малой степени. Несмотря на появление, кроме компьютеров, карманных электронных «таблет», – специально предназначенных для чтения огромного количества изданных книг. В конце концов, символы прогресса меняют лишь «носитель» печатного слова. Вспомним, что переход от клинописных каменных посланий к высокопроизводительным типографским автоматизированным линиям – не погубил возможность писать и читать (хоть и занял заметный исторический период времени).
В любом случае – хочется упомянуть китайскую пословицу, пусть даже написанную в оригинале иероглифами: «Прежде, чем начать писать, посмотри, как красив чистый лист бумаги!». Наверное, это правило подошло бы и к ультрасовременному плоскому, или даже гибкому экрану.
Нью-Йорк, май 2009
* Статья “На перекрестье веков” Майкла Кедема об этой цивилизации была напечатана в №№ 54, 55 журнала
“Слово-Word”