Опубликовано в журнале СловоWord, номер 62, 2009
Это детское воспоминание преследовало меня всю жизнь. А связано оно было с предметом, ставшим знаковым для нашей литературы. Мне повезло родиться и провести юные годы в замечательном украинском городе, который вслед за победой Петра над шведами прославил в поэме «Полтава» Александр Сергеевич Пушкин. В середине 30-х годов прошлого века моя старшая сестра Женя, студентка литературного факультета пединститута приезжала на каникулы из Киева и часто водила меня, дошкольника, в Полтавский историко-этнографический музей. Великолепное здание уникальной архитектуры было облицовано цветными керамическими плитками, покрытыми в украинском национальном стиле глазурью. Осматривая многочисленные залы этого большого музея, каждый раз мы задерживались в зале, посвящённом Николаю Васильевичу Гоголю, который родился на земле Полтавщины. Запомнилось, как, подводя нас к одному из стендов, женщина-экскурсовод особенно торжественно извещала: «Перед вами личные часы Александра Сергеевича Пушкина. Их ход, – продолжала она, – остановил 29 января (по старому стилю) 1837 года учитель поэта Василий Андреевич Жуковский, который находился у постели раненого Пушкина в момент его смерти. Они показывали 2 часа 45 минут – время, когда остановилось сердце поэта. Именно Жуковский когда-то ввёл молодого Пушкина в литературу. Он же принял последний вздох величайшего поэта России, рассказал народу о его кончине и подготовил первое посмертное собрание сочинений Пушкина».
Вскоре после начала войны Полтава была оккупирована и сожжена фашистами. А в сорок четвёртом году мама, контуженный на фронте отец и я, мальчишка, вернувшись из эвакуации, увидели страшные руины былой красавицы Полтавы. Великолепное прежде здание музея зияло закопчёнными глазницами оконных проёмов. Куда подевались его уникальные экспонаты, в том числе и личные часы Пушкина?
Прошло 60 лет. В родном городе остались могилы родителей, друзей, и память о прожитых там годах. Но меня неотвязно будоражила мысль, а видел ли я на самом деле личные часы поэта? Не детская ли это фантазия – плод моего воображения? Если, в самом деле, в 30-х годах ХХ века в музее находились часы Пушкина, то почему именно в Полтаве, где поэт никогда не был?
В 90-х годах после многолетней офицерской службы я работал в старинном волжском городе Балаково, где старался урывать редкие часы досуга, чтобы порыться на книжных полках библиотек. Однажды в читальном зале центральной библиотеки листал подшивку своей любимой «Литературной газеты». Неожиданно в глаза бросилось интервью с праправнуком Пушкина Георгием Александровичем Галиным. Жадно прочитал о многочисленных потомках Пушкина: в то время в странах СНГ их проживало 90, из них в Москве 40, больше всего – за пределами России. Но главное, что волновало всю жизнь, об удивительной истории появления в Полтаве часов великого поэта.
У Александра Сергеевича Пушкина осталось четверо детей. Старшим из двух сыновей был Александр Александрович. Его поэт очень любил и называл «рыжий Сашка». Александр Пушкин – младший во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов командовал 13-м гусарским Нарвским полком и за проявленную храбрость в боях при освобождении от турецкого ига Болгарии был награждён золотой саблей, дослужился до генерала. Адъютантом у него был сын родной сестры Николая Васильевича Гоголя, Елизаветы Васильевны, племянник великого писателя, Николай Владимирович Быков. (Любители русской литературы, наверняка, знают, что Гоголь никогда не был женат, и своих детей у него не было). Молодой офицер часто бывал в гостях у своего полкового командира, а когда окончилась война, женился на дочери Александра Александровича. Так племянник Гоголя сочетался браком с внучкой Пушкина. Это супружество оказалось весьма счастливым: у Марии Александровны и Николая Владимировича было десять детей. И с тех пор каждый четвёртый потомок А.С. Пушкина одновременно является и родственником Н.В. Гоголя.
Неподалеку от полтавского села Сорочинцы, где родился будущий писатель, в селе Яновщине (Васильевке) Николай Быков построил большой дом для своей семьи и потомков. Так полтавская земля, родина Н.В. Гоголя, стала родиной десяти внуков великого русского поэта.
Но самым неожиданно – желанным для меня в рассказе праправнука Пушкина оказалось раскрытие тайны появления в полтавском музее этих самых личных золотых часов поэта. Эту необычайно интересную историю гораздо позже я пополнил воспоминаниями внучки А.С. Пушкина Софьи Николаевны Данилевской, её внука (праправнука А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя), проживающего нынче в Полтаве известного хирурга Владимира Савельева, а также сведениями из книги литературоведа В.М. Русакова «Рассказы о потомках Пушкина» (глава «Полтавские потомки поэта»).
Лицеисту Александру Пушкину золотые часы подарила в 1815 году супруга царя Александра Первого, императрица Мария Федоровна, которой очень понравилось стихотворение, написанное молодым поэтом по её заказу. Пушкин эти часы постоянно носил с собой. В январе 1837 года Василий Андреевич Жуковский, находившийся у постели поэта в минуту его смерти, остановил его часы и навсегда оставил их у себя на память о своём любимом ученике. Жуковский эти часы хранил всю жизнь и, будучи в преклонном возрасте, увез их в Германию. Николай Васильевич Гоголь во время одного из путешествий по Европе заехал в гости к Жуковскому. Старый поэт хорошо помнил, как Пушкин любил Гоголя, и подарил известному писателю часы Пушкина. Гоголь прекрасно понимал, какую ценность для культурной России имеет этот подарок, который необходимо было сохранить в надёжном месте. Заехав на родину, в Полтаву, он попросил свою сестру Елизавету Васильевну, сын которой был женат на внучке А. С. Пушкина, принять на хранение эти часы. Впоследствии они находились у дочери от этого брака, проживавшей в Полтаве Софьи Николаевны Данилевской, которая очень дорожила этой реликвией. Так часы А.С. Пушкина перешли в семью Н.В. Гоголя.
Во время Гражданской войны в Полтаве часто менялась власть, шли грабежи. Поэтому вещи из архивов Пушкина и Гоголя, которые хранились в семье Софьи Николаевны Данилевской, оставлять дома было опасно. Посоветовавшись с писателем Владимиром Галактионовичем Короленко и его дочерью, с которыми Данилевские были в дружеских отношениях, правнучка Пушкина и Гоголя передала драгоценный семейный архив (более двух тысяч книг, рукописей, черновиков, личных вещей Н.В. Гоголя, в том числе и золотые часы А.С. Пушкина!) на хранение в Полтавский народный музей. Экспонатам архива Гоголя музей выделил целую комнату. В 1937 году, накануне столетия со дня смерти А.С. Пушкина, бывший соратник Ленина, директор государственного литературного музея в Москве В.Д. Бонч-Бруевич обратился с письмом к Софье Николаевне, чтобы она подарила часы Пушкина музею-квартире поэта на Мойке, 12.
Узнав о том, что эти золотые часы А.С. Пушкина сейчас находятся в Санкт-Петербурге в Музее-квартире поэта на Мойке, 12, я был несказанно рад, что детская память, в отличие от небезупречной нынешней, меня не подвела и что эту дорогую реликвию для нашей культуры сберегли добрые люди, такие, как Софья Николаевна.
О ней, думаю, следует рассказать чуть подробней. Софья Николаевна Данилевская была исключительно талантливой женщиной, профессиональной певицей, часто солировала в концертах городского хора, которым управлял молодой дирижер, впоследствии народный артист СССР, ректор Московской консерватории А.В. Свешников. До глубокой старости она сохранила сильный и красивый голос. Очень любила заниматься с детьми, принимала участие в организации первых в Полтаве детских яслей, писала для детей стихи и сочиняла музыку к ним и годы работы с детьми считала самыми счастливыми в своей жизни.
Часы Пушкина. Краеведческий Музей в Полтаве
Когда началась Великая Отечественная война и немецкие войска подошли к Полтаве, детские ясли, в семьей – двумя дочерьми и тремя внуками. Полтава постоянно подвергалась бомбежкам немецкими самолётами. Однажды рядом с её домом упало четыре бомбы. Взрывной волной швырнуло в соседний двор крыльцо, выбило все окна… «Во время воздушных налётов, – вспоминала много лет спустя С. Н. Данилевская,– мы прятались в вырытой неподалеку траншее, хотя и очень тяжело было таскать туда детей. Или, уложив ребят спать в коридоре, на досках, мы взрослые, сидели возле них всю ночь…». Неподалеку от дома Данилевских находился детский дом. Всех его воспитанников эвакуировали, а в опустевшем здании Софья Николаевна собрала 28 беспризорных ребят, оставшихся без родителей. Заботиться об этих ребятах ей помогали две пожилые женщины – бухгалтер и сестра-хозяйка детдома, оставшиеся в городе. Нельзя не отметить, что в период фашистской оккупации Софья Николаевна вела себя героически. Благодаря ее стараниям продолжал нелегально функционировать советский детский дом. Каждого ребенка, а среди них были и больные, и истощённые, надо было накормить, одеть, обуть… Несмотря на невероятные трудности, а иногда и рискуя жизнью, Софья Николаевна, выходила почти всех….
23 сентября 1943 года, в день освобождения Полтавы в доме Данилевских остановился, как раньше говорили, на «постой», взвод солдат. Во дворе на армейской кухне повар сварил обед. Угостил и хозяев, для которых, нередко голодавших во время оккупации, рисовый крепко наваристый суп и каша с мясом на второе стали настоящим пиром. После обеда Софья Николаевна села за рояль и запела. И в доме потомков Пушкина и Гоголя зазвучала украинская песня, которую подхватили солдаты и все домашние…
Окончилась война, но ещё тринадцать лет в полтавских яслях и садиках Софья Николаевна отдавала свою горячую любовь детям. Даже на заслуженном отдыхе ещё более двух десятилетий она оставалась такой же жизнедеятельной и энергичной. До конца её жизни она хранила в своем доме два редких альбома. Один из них – «Гоголь на родине», который был издан в 1902 году к 50-летию со дня смерти великого писателя известным полтавским фотографом И.Х. Хмелевским. На страницах большого формата изображены виды родных мест Гоголя – Диканьки, Миргорода, Полтавы, Яновщины, Васильевки…. А рядом с фотографией Преображенской церкви в Великих Сорочинцах – выписка из церковного архива – метрической книги за 1809 год с записью: «20 марта у помещика Василия Яновского родился сын Николай».
2009 год по решению ЮНЕСКО объявлен годом Николая Васильевича Гоголя. Его 200-летний юбилей будет отмечаться литературной общественностью многих стран мира, особенно на родине юбиляра в Украине и в России, чью литературу Гоголь обогатил бессмертными творениями… Будут открыты новые памятники, к которым возложат цветы. Пройдут торжественные митинги, собрания, гоголевские чтения… Только жаль, что в моей Полтаве юбилей великого земляка не смогут провести в городском театре, носящем имя Н.В Гоголя: его ремонт, по словам губернатора В. Асадчева, «продолжится ещё долго»… Досадно, что и в Москве до юбилея не успеют открыть музей великого русского писателя и не выйдет долгожданное полное академическое собрание его сочинений. Радует лишь то, что Всероссийский музей А.С. Пушкина все же сумел подготовить пять интереснейших выставок, посвященных двухсотлетию Николая Васильевича Гоголя. Одна из них будет называться: «Как Пушкин с Гоголем породнились». Об этом же расскажет премьера нового кинофильма…
Незадолго до отъезда в Америку, я гостил в «северной столице», пришел на Мойку, 12. Но, к сожалению, побывать в музее не удалось: он, как и все подступы к нему, оказался на ремонте, который обещали закончить к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Его двухвековой юбилей давно уже торжественно отметил мир… Подарит ли мне судьба в новом ХХI веке ещё раз увидеть те самые золотые часы поэта, не знаю…